По рельсам роста - Московская перспектива

По рельсам роста

По рельсам роста
По рельсам роста
Рекорд ввода недвижимости в столице стал возможен благодаря развитию транспортной инфраструктуры

Главными драйверами развития Москвы станут транспортное строительство и программа реновации. Об этом глава стройкомплекса Марат Хуснуллин заявил на конференции РБК, посвященной итогам строительного года. По его словам, столица в уходящем году поставит рекорд по вводу недвижимости, сдав в эксплуатацию более 10 млн кв. метров площадей различного назначения. Этот результат, считает Хуснуллин, позволит Москве войти в тройку мировых лидеров по объемам строительства.

Хотя строительный год еще не закончен, столичные власти уже подводят предварительные итоги и строят планы на будущее. Марат Хуснуллин рассказал, что отчетный период оказался более чем успешным для стройкомплекса. По итогам 11 месяцев в строй ввели 9,3 млн кв. метров недвижимости, а к концу декабря этот показатель со всей очевидностью перевалит за планку 10 млн кв. метров. «В прошлом году мы сдали 9 млн кв. метров площадей различного назначения и были четвертыми в мире. Поэтому на этот раз, я надеюсь, мы войдем в тройку лидеров», – рассчитывает Хуснуллин.

Возросшим объемам строительства недвижимости Москва обязана прежде всего опережающему транспортному развитию. По словам заммэра, 70% новых объектов построено там, куда пришла инфраструктура. «На каждый вложенный бюджетный рубль приходят 3 рубля частных инвестиций. В результате бюджет города получает налоги, объем которых сопоставим с нашими расходами на транспортное строительство», – подчеркивает он. В этом году стройкомплекс завершил два крупных инфраструктурных проекта – это Северо-западная хорда и два пилотных МЦД. Прилегающие к ним территории уже привлекают внимание инвесторов. «На участке МЦД-1 от Белорусского вокзала до станции Фили сейчас проживают 86 тыс. человек и работает 120 тыс. В перспективе там добавится еще 600 тыс. рабочих мест: не новых, а просто они перераспределятся по городу, и еще 200 тыс. жителей. Это пример того, к чему приводит развитие инфраструктуры», – поясняет Хуснуллин.

В дальнейшем, уверен глава стройкомплекса, основные объемы недвижимости тоже будут концентрироваться вокруг перспективных транспортных проектов. В 2022–2023 годах строители планируют замкнуть Большую кольцевую линию (БКЛ) метро. Примерно в эти же сроки на карте Москвы появятся еще три железнодорожных диаметра. Кроме того, должно завершиться строительство нового дорожного кольца, состоящего из трех хорд (Северо-западной, Северо-восточной и Юго-восточной), а также Южной рокады. Большим потенциалом для привлечения инвесторов обладают новые радиальные линии метро. Хуснуллин подтвердил, что Коммунарская ветка будет продлена до Троицка. Кроме того, подземка придет во Внуково и в Рублево-Архангельское. «Буквально на днях приняли решение по трассировке Бирюлевской линии метро. Маршрут утвержден на 95%, осталось немножко доработать – и будем выносить этот проект на публичные слушания», – сообщил Марат Хуснуллин и при этом отметил, что строительство недвижимости неизбежно станет развиваться вдоль всех перечисленных радиусов. Глава стройкомплекса подчеркнул, что за счет интенсивного строительства Москва к 2025 году вдвое увеличит протяженность метрополитена: было 300 км,
а станет 600 км плюс 400 км железнодорожных направлений, которые фактически будут работать в режиме наземного метро. Итого – 1000 км. «Это мегапрорыв. Вокруг этих проектов будут тысячи гектаров благоустройства и десятки тысяч квадратных метров, то есть транспортная инфраструктура – как паровоз, она тащит за собой развитие всей коммерческой и жилой недвижимости», – поясняет глава стройкомплекса.

В этом году на долю жилья в общем объеме ввода придется около 4 млн кв. метров. Из них 600 тыс. кв. метров – это бюджетное строительство, в том числе корпуса, строящиеся по программе реновации, и 300 тыс. кв. метров – индивидуальные дома, которые граждане возводят на присоединенных к Москве территориях. «Реновация пока не будет влиять на рынок, но это качественное улучшение жилищных условий для сотен тысяч москвичей», – подчеркивает заммэра.

Однако реновация касается не только самих участников программы. Во-первых, во всех кварталах проводится масштабное благоустройство – появляются удобные пешеходные маршруты, дополнительное озеленение, создаются локальные общественные пространства. Во-вторых, вместе с реновацией меняется транспортная инфраструктура: развиваются связи между районами, переносятся остановки наземного пассажирского транспорта, улучшается транспортная доступность. В-третьих, меняются инженерные коммуникации. «Мы четко видим, что туда, где начинает реализовываться программа реновации, приходят и частные инвесторы, чтобы строить коммерческие площади. Мы это поддерживаем для соблюдения баланса, для улучшения качества жизни всех жителей, проживающих на данных территориях. Уверен, что программа реновации на ближайшие 15–20 лет будет одним из основных драйверов развития Москвы», – подчеркивает Хуснуллин. В настоящее время в рамках этого мегапроекта проектируется и строится 7 млн кв. метров жилья.

Вместе с тем в мегаполисе сохранятся большие объемы ввода коммерческого жилья. У девелоперов на руках имеются разрешения на строительство 33 млн кв. метров новостроек. Объем средств граждан, вложенных в долевое строительство, составляет 1,4 трлн руб. Сейчас у нас зарегистрировано порядка 13 тыс. человек, у которых задержаны сроки строительства. Мы еженедельно на штабе у мэра рассматриваем эти проекты, по каждому определены сроки, когда людей обеспечим квартирами», – утверждает Хуснуллин. Всего с 2011 года городские власти решили проблемы 13 тыс. обманутых дольщиков. В этом году в свои квартиры смогут въехать 1,4 тыс. человек, в 2020-м жильем планируется обеспечить еще 4–5 тыс. пострадавших граждан.