Почему активизировались телефонные мошенники? - Московская перспектива
Почему активизировались телефонные мошенники?

Почему активизировались телефонные мошенники?

Почему активизировались телефонные мошенники?
Почему активизировались телефонные мошенники?
Термин «телефонный терроризм» еще лет десять назад прочно ассоциировался в нашем сознании со звонками о минировании вокзалов и государственных учреждений»: «Алло, это полиция? В здании такого-то вуза заложена бомба». Эвакуация людей, задержка поездов и другие проблемы были следствием подобных звонков.

На этом фоне звонки в частные квартиры, на мобильные телефоны граждан с настойчивыми угрозами следователей, всякого рода дознавателей и даже налоговых инспекторов кажутся не более чем хулиганство, вмешательство в личную жизнь. Но есть одно но – за 2023 год граждане России отдали добровольно в лапы мошенников около 15 млрд рублей. Многие продали квартиры, влезли в долговую петлю, некоторые покончили с собой. Почему они это сделали, почему сразу не положили трубку телефона, услышав пугающую многих фразу «на вас поступило заявление» или «с вашего счета списываются деньги злоумышленниками»? Попытаемся разобраться в этом непростом явлении.

Как они это делают

В настоящее время мошенники используют современные методы социальной инженерии, нейролингвистического программирования и даже гипноза. Специалисты пишут сценарии проведения разговора с клиентом, т.н. скрипты. Это может быть угроза со стороны полиции и вам звонит якобы следователь такого-то отдела. Он даже с готовностью назовет вам номер своего служебного удостоверения – ведь это заложено в скрипте. А вот что не заложено, то и заставит его оконфузиться. Например, ваш вопрос, почему он звонит с мобильного телефона и не хочет дать свой городской номер или номер своего непосредственного начальника. Как только мошенник начинает мямлить, что не имеет права это делать, смело посылаем его по известному адресу.

Отметим также, что еще в 1990-х все наши личные данные оказались проданными различным коммерческим структурам с целью т.н. «холодных звонков» – разных «выгодных» предложений: медуслуг, недвижимости и прочее. Все эти базы сливали работники банков, паспортных столов и т.д. До сих пор никто не наказан. До сих пор можно купить без паспорта сим-карту в подземном переходе. Что ж, пока здравый смысл еще помогает бороться с «телефонными
террористами» – специально применил именно этот термин, учитывая размеры социально-экономического, морально-психологического ущерба, нанесенного их злодеяниями.

Кто же эти люди, регулярно обзванивающие граждан с угрозами и вымогательствами? Сначала это были заключенные в колониях, уже тогда снабженные самой современной аппаратурой, позволяющей пеленговать номера мобильных телефонов, часто совершающих звонки, подменять номера. Увидев, что этот «бизнес» приносит немалые барыши, криминальные авторитеты стали вкладывать деньги в организацию колл-центров по всей стране, а также в странах с русскоговорящим населением – на Украине, в Молдавии и др. После начала СВО особенно активизировалась деятельность колл-центров на Украине, где на первый план вышла не только цель наживы, но и информационно-психологическая как средство ведения современной войны.

Эволюция технологий мошенничества

Шло время, усложнялись методы и технологии. Мошенники уже не спрашивали сразу в лоб данные банковских карт, вежливо представляясь работниками Центрального Банка РФ, которые якобы боролись с незаконными списаниями денежных средств граждан. Тут нужно помнить – ЦБ контролирует только деятельность коммерческих банков и никогда не обзванивает их клиентов. Тем более не собирает данных о т.н. «едином лицевом счете» – это выдумка мошенников о том, что реквизиты всех ваших банковских счетов стекаются в ЦБ РФ.

Перед разработкой клиента мошенники узнают не только адрес и телефон, но и другие личные данные. Поэтому вам может позвонить «следователь» и сообщить, что ваш ребенок сбил человека на машине, но дело можно замять, если вы привезете нужную сумму. Другой скрипт рассчитан на порядочность людей старшего поколения. Им звонят якобы из «полиции или ФСБ» и предупреждают, что мошенники готовят крупную операцию по краже средств граждан, и предлагают помочь «следствию», а для этого снять деньги со своих счетов и перевести их на «спецсчет», взять кредит и отдать деньги «оперативнику», срочно продать квартиру, на которую нацелились мошенники, и прочее имущество. Разумеется, это все длится не один день, человека «ведут» несколько специалистов по таким делам. Жертва практически не отдает себе отчет в своих действиях, человека запугивают, требуют неразглашения «следственных действий», угрожают жизни и здоровью родных и близких, заставляют брать ростовщические кредиты. Кажется, что на такое способен лишь очень малограмотный человек, однако среди жертв телефонных мошенников – профессор известного московского вуза, начальник департамента Минфина, которого, кстати, «развел» 23-летний мошенник. Профессор отдал все свои сбережения, продал квартиру и дачу, оказавшись практически бомжом при здравом уме и твердой памяти. Отмечу, что именно пожилые люди становятся потенциальными жертвами мошенников.

Осторожно, «Госуслуги»

Такая методика «развода» жертвы появилась относительно недавно – вам звонит якобы ваш оператор мобильной связи и заявляет, что ваш договор с ним заканчивается, его надо продлить, а сделать это можно по телефону. Вы верите, ведь вас называют по имени, упоминают другие ваши личные данные – вы ничего не подозреваете. Надо просто назвать несколько цифр из полученной СМС. Жертва охотно делает это, а мошенники получают доступ к вашему аккаунту на портале «Госуслуги», а уж тут – полный беспредел для мошенников! На вас могут повесить микрозайм с астрономическими процентами, получить доступ к вашим банковским счетам, совершать платежи и т.д. Как это возможно? Вы пытаетесь войти в свой аккаунт, но ваш логин и пароль оказываются неверными. Вам предлагается позвонить на некий мобильный номер для смены пароля. Вот здесь возникают вопросы – как на реальном портале «Госуслуги» мошенники размещают свою страницу со своим номером телефона? Почему такой важный государственный ресурс так легко взломать? Кто отвечает за сохранность наших персональных данных, ведь тут масса важной информации – от состояния здоровья до банковских счетов и штрафов? Как получилось, что закон о защите персональных данных можно легко нарушить на портале государственного ресурса?

Как не повестись

Что касается «Госуслуг» – не пытайтесь сами изменить пароль и логин, обратитесь в МФЦ за новыми или просто закройте ваш аккаунт на время. Напишите заявление в полицию – если на вас успели «повесить» кредит, то это поможет оспорить ваше «авторство». При разговоре с незнакомыми людьми по телефону будьте предельно осторожны. Если спрашивают «вы такой-то?» – не отвечайте, попросите звонящего сначала представиться. Избегайте говорить слово «да» – запись могут смонтировать и истолковать как согласие взять кредит. Тем более что появились данные о том, что мошенники используют ИИ – нейросети, чтобы сгенерировать голосовое сообщение родственника жертвы. Помните, что представители силовых структур, налоговых органов и Центробанка сами не звонят, тем более с мобильных телефонов, а вызывают повесткой или официальным письмом. Если звонят якобы из банка, перезвоните туда сами и узнайте, что происходит с вашим счетом.

Главное – помните: преступники весьма изобретательны и находят все новые и новые уловки, чтобы облапошить доверчивых людей. Всегда исходите из того, что любой звонок с незнакомого мобильного номера может быть от мошенников, ведь защита нашего имущества – пока еще наше личное дело.

Однако, на мой взгляд, настало время для координации усилий и правоохранителей, и Центробанка, и каждого из нас, чтобы противостоять нарастающей волне «телефонного терроризма».   

Теги: #