«Поезд 8 марта»
Женщины-машинисты в Московском метрополитене явление не такое уж и новое. В 1936 году, через год после открытия первой линии метро столичной подземки, Зинаида Троицкая (первая в СССР, а может, и в мире, женщина – машинист паровоза) обратилась к работницам железнодорожного транспорта с призывом «Женщины, на паровоз!», который был мгновенно подхвачен представительницами слабого пола.
От орденоносной коллеги не пожелали отставать и молодые работницы Московского метрополитена, входившего в то время в состав Народного комиссариата путей сообщения. В том же году три женщины, работавшие помощницами машиниста, добились разрешения сдать экзамены на право управления поездом метро.
Первой испытать судьбу решила Оксана Пинчук. Сначала она трудилась на строительстве подземки, а в марте 1935 года в числе лучших была направлена для дальнейшей работы в метрополитен. Выпускной экзамен Оксаны в декабре 1936 года длился несколько часов и проходил с особым пристрастием. Когда она ответила на все вопросы по эксплуатации, устройству составов и спрашивать уже стало не о чем, строгая мужская комиссия пришла к единому мнению, что женщинам-машинистам на метрополитене – быть!
А перед войной в метро работало уже несколько десятков женщин-машинистов. Среди них стали появляться лидеры. К весне 1942 года под руководством машиниста 2-го класса Екатерины Мишиной был сформирован первый на метрополитене женский поезд, который вышел на линию 8 марта. Он же стал и первым в московском метро именным составом – «Поезд 8 марта».
К концу 1945 года помощниками машиниста и машинистами в московском метро работали многочисленные представительницы слабого пола. Рычаги управления они не выпускали из своих рук и в послевоенное время.
Так продолжалось вплоть до конца семидесятых годов прошлого века, когда медики сочли слишком вредными для здоровья повышенную вибрацию в кабинах составов и слепящий свет встречных фар. С тех пор на курсы по подготовке машинистов разрешили брать только мужчин. Однако женщинам позволили доработать до пенсии.
Самой последней женщиной-машинистом была Наталья Корниенко, трудившаяся в электродепо «Северное» до 2014 года. Она управляла поездами на Сокольнический линии.
Лучшие среди лучших
Прошли годы. За то время, пока женщин официально не допускали к управлению поездами, условия работы машинистов существенно изменились. Все вредные факторы, влияющие на здоровье, в современных составах метро стараниями инженеров и конструкторов были сведены на нет. И в феврале прошлого года первые 25 женщин приступили к обучению по специальности «машинист электропоезда». На одно место претендовали пять человек.
Требования к кандидаткам были высокие, прежде всего к состоянию их здоровья. После подачи документов и собеседования будущие машинисты проходили психологическое тестирование на стрессоустойчивость. Возраст студенток – от 22 до 43 лет, а образование от среднего до высшего.
При этом все они были работницами метрополитена. У многих девушек машинистами работали отцы или мужья.
Программа обучения женщин не отличалась от той, что преподают мужчинам. Сначала двухнедельная практика в электродепо. Далее занятия в учебно-производственном центре, где девушек знакомили с устройством вагонов, электрическим, механическим и пневматическим оборудованием. Будущие машинисты занимались на тренажерах с системами виртуальной и дополненной реальности, отрабатывали внештатные ситуации.
То ли еще будет
Лишь 12 женщин окончили курсы полностью. В ближайшие пять лет метрополитен планирует обучить и принять на работу около 500 женщин-машинистов. В связи с этим он улучшит бытовые условия в помещениях депо, обеспечив слабому полу комфортную работу и отдых.
Для женщин-машинистов были разработаны специальные комплекты зимней и летней формы, варианты с юбкой или с брюками. Форму шили с учетом опыта машинистов и пожеланий работниц метро, которые помогали модельерам выбирать фасоны, ткани и фурнитуру. При этом учли каждую деталь – от нагрудного кармана кителя, в котором хранятся необходимые документы, до плотности воротничка блузки.