Может обвалиться в любой момент: посмотрите, как разрушается усадьба Марфино

Может обвалиться в любой момент: посмотрите, как разрушается усадьба Марфино

Может обвалиться в любой момент: посмотрите, как разрушается усадьба Марфино
 Может обвалиться в любой момент: посмотрите, как разрушается усадьба Марфино Фото: Алексей Синяков
Усадьба Марфино включена в список памятников архитектуры федерального значения, однако доступ на часть ее построек закрыт, потому что они разваливаются — последний раз кусок кирпичной кладки объемом в несколько квадратных метров рухнул в воду, в том месте, где проплывают лодки с людьми, 29 мая. Специалисты уверены, что часть усадебного комплекса уже невозможно отреставрировать, а уникальный мост через реку может обвалиться в любой момент. Пока этого не произошло, «Московская перспектива» подготовила гид по руинированной усадьбе с комментариями краеведа Елены Озолиной

Раздел имущества, совхоз-банкрот и санаторий Минобороны

N2Nmg0l747E.jpg

Мост в усадьбе 

Согласно справочнику «Памятники архитектуры Московской области» [сост. Е.Н. Подъяпольская, 1975 г.], усадьба известна в документах с 1585 года. Ей в разное владели приближенные к самой высшей власти люди: думный дьяк Щелкалов (из ближних людей Ивана Грозного), воспитатель Петра Первого князь Борис Голицын, почти сто лет имение принадлежало графам Салтыковым, а последними владельцами усадьбы стали графы Панины.  

0YheAv7WHtY.jpg


Состояние конного двора, входящего в охранную зону памятника архитектуры федерального значения

При них в 1830-х годах на месте старых построек архитектор Михаил Быковский возвел главный дом, несколько хозяйственных корпусов и мост через реку Учу в псевдоготическом стиле. Почти все объекты сложены из красного кирпича, их элементы отсылают к готике, на одном из зданий сохранились портики тосканского ордера. На территории усадьбы расположены два храма XVIII века, в одном из которых первоначально не было росписей и хранились иконы итальянского письма, что было редкостью для храмовых пространств России того времени. 

E154efS9wgA.jpg


Кирпичная кладка одного из корпусов

Все здания Марфино с землей вокруг них были взяты под охрану по указу Совета Министров РСФСР № 1327 в 1960 году. 

bzty8j1uGeY.jpg

Облицовка окна XIX века

В центральной части архитектурного комплекса действует санаторий Министерства обороны. Там находятся господский дом с флигелями и псарнями, которым пока не угрожает разрушение, в пользовании санатория для военных также находится Каменный мост. Другая часть усадьбы, называемая «Дарьина роща», принадлежит частному лицу, несколько построек — не имеющий аналогов конный двор, каретный сарай и конторский флигель — находятся в юрисдикции совхоза «Марфино», в отношении которого несколько лет назад была запущена процедура банкротства. Гулять внутри них опасно.  

Елена Озолина: Усадьбу национализировали в 1918 году, потом в ней, сменяя друг друга, находились здравница для кустарей, показательная детская колония и дом отдыха «Красный летчик», а в годы войны находился госпиталь. За состоянием санатория и постройками усадьбы долгое время следил Василий Сталин [сын Иосифа Сталина. — Прим. ред.], который отдыхал здесь вместе со своим футбольным клубом ВВС. С этого времени часть усадьбы находится в управлении военных, последний раз реставрационные работы на ее территории проводились в 1960-1970-х годах. С девяностых годов большинство построек, включенных в охранных перечень, постоянно разрушаются.

Главный дом

pT9UBx_qtso.jpg

Усадебный дом расположен на небольшом холме на берегу Учи, в центральной части он акцентирован ризалитом с двумя полубашнями и многоступенчатой лестницей с двумя уровнями прогулочных балконов. В постсоветское время здание стало популярным среди кинематографистов. Элементы внутренней отделки сгорели в 2005 году.

Елена Озолина.: В 2005 году в главном доме случился пожар. После него Минобороны не восстановило первоначальный цвет усадьбы — она была бледно-розовой, как церкви и флигели, которые находятся на территории Марфино, — а покрасило ее в кирпично-красный цвет. 

Реставрационные работы 1960-70-х показали, что усадьба построена на фундаменте старого салтыковского усадебного дома. К сожалению, не сохранилось планов и чертежей XVIII века. И представить, каким был господский дом, можно лишь по воспоминаниям Ф.Ф.Вигеля [мемуарист XIX века. — Прим.ред.]. Новый ансамбль строился из камня и кирпича, который в основном закупался, а частично производился при усадьбе на небольшом кирпичном заводе; белый камень завозили из Мячковских каменоломен. 

CDSg-ijOWjs.jpg

Обвалившаяся стена 

У нас есть свидетельства человека, который долгое время работал агрономом и садовником в военном санатории, по его словам, под одним из флигелей есть сводчатые подвальные помещения, в которых, возможно, были погреба, в том числе для хранения вина.

После пожара мы осмотрели внутренние помещения усадебного дома — в них ничего не осталось: ни паркета, ни других элементов внутренней отделки.

Конный двор и другие постройки

3iLOaw142qE.jpg


Ворота конного двора

Конный двор со вспомогательными хозяйственными помещениями стоят на высоком берегу Нижнего Большого Марфинского пруда. Они были построены в 1842-1843 гг. и также выполнены в псевдоготическом стиле — северную проездную башню на втором этаже украшают стрельчатые окна, на крыше сохранились зубцы, по бокам от въезда встроены арки. Восточный угол памятника выделен лопатками и ступенчатым аттиком. В стенах имеются круглые окна, частично сохранилась кирпичная кладка XVIII века. Перед подъездом к конному двору стоит каретный сарай, который тоже находится в аварийном состоянии, является памятником архитекторы, но частично завешан рекламой.

OXLwGgcHjD4.jpg

Ворота конного двора

Елена Озолина: Комплекс зданий получил в пользование совхоз «Марфино», который обустроил в нем гараж, складские помещения, а в части помещений жили люди. В бесхозном состоянии он стоит уже лет 15.

R2g_13-Ja38.jpg

Внутри ворот

Двор уникален тем, что имеет форму треугольника, в то время как большинство подобных строений других старинных усадеб имеет линейную форму или каре. Ни одна его сторона не симметрична другой — аналогов конному двору в Марфино не существует. 

32-25wEbdPo.jpg

Состояние одной из стен

Данные позволяют предполагать, что двор получил треугольную форму не только в силу эстетических взглядов архитектора. Как известно, Никита Петрович Панин был известным англоманом и масоном, и есть некоторые основания полагать, что в облике зданий, да и усадьбы в целом, могли быть заложены масонские символы. Можно также отметить, что усадьба не была хозяйственным кластером: все, что здесь производилось — в оранжереях, огородах и садах, а также молочные скопы  — шло на господский стол или отправлялось знакомым в качестве подарка. Причем продукты доставлялись не только в Москву, но и в Санкт-Петербург.

Мост через Учу 

-VfyeBDS3fQ.jpg

Это самая готическая часть комплекса, которая должна была производить впечатление на гостей. При его создании Быковский использовал тонкую каменную резьбу, украсил центральную часть сдвоенными арками, а пешеходную — галереей; несколько невысоких башен (многие из которых полуразрушены) создают стилевое единство с другими постройками — такие же башни (не в лучшем состоянии) использованы в художественном решении дворца и конного двора. Если верить сборнику научных работ о Быковском, выпущенным департаментом культуры Москвы, зимой, ранней весной и поздней осенью через галерею моста просматривается панорама храмов. В настоящее время увидеть ее невозможно, потому что мост закрыт.

Елена Озолина: Это первый и единственный мостовой проект Михаила Быковского. Точно сказать, когда он был построен, пока трудно. Но возможно, мост появился в начале 1830-х годов, потому что в 1834 году Софья Панина уже въехала во вновь отстроенный господский дом. Хотя в литературе встречаются даты 1836-й и 1837-й год. 

UsV04kZ0TBc.jpg

Последствия предыдущего разрушения моста 

Архитектор спроектировал в нем прогулочную галерею, что является большой редкостью — во всем мире насчитывается всего около десятка исторических мостов с галереями. И все известные мосты такого типа в декоративном убранстве уступают марфинскому.

Сочетание красного кирпича и белого камня — классическое. Строгие прямоугольные формы кирпича и каменных блоков удачно разбавлены фигурным объемным растительным орнаментом золотистого оттенка. А двадцать прямоугольных белых колонн галереи зрительно «облегчают» расположенный между колоннами и водной гладью большой массив красной кирпичной стены. Большая и малая арки моста, отделанные крупным белым камнем, придают ему дополнительную легкость. Мост словно парит над водой. Небольшие башеньки-бойницы (сегодня практически уничтоженные) и зубчатое обрамление моста являлись дополнительными акцентами и создавали впечатление давних рыцарских времен.

nQwAVDWPhKg.jpg

Последствия последнего разрушения моста

Псевдоготика [Михаила] Быковского отвечала географическим реалиям — так как большую часть года в окрестностях Москвы лежит снег, под крышей моста были спроектированы водоотливы, которые в то же время являются архитектурным украшением. 

В башенках галереи сохранился орнамент, выполненный из шамотной глины, причем глиняные полуколонны пустотелые, что тоже очень большая редкость для того времени, однако почему они полые внутри — не до конца ясно: возможно, это делалось просто для того, чтобы облегчить конструкцию.

Впервые Каменный мост обвалился в конце 1990-х, и почти каждый год на объекте появляются свежие трещины, от него отваливаются новые куски. Это происходит не только из-за отсутствия ремонта, но и по вине туристов: многие из них почему-то считают, что нужно обязательно отодрать кирпич и скинуть его в воду.

Мы пишем обращения в Минобороны и в Главное управление культурного наследия [Московской области] с просьбами провести, если не восстановительные, то хотя бы противоаварийные работы, почти каждый год. И почти каждый год нам отвечают по-разному: то говорят, что реставрационные работы запланированы на будущие года, потом пишут, что перенесли их на пару лет, и так далее. Весной 2019 года мы также приглашали реставраторов, представителей ВООПИиКа. По их мнению, галерея моста наклонена, то есть даже реставрационные работы на объекте невозможны — мост находится в таком состоянии, что его надо просто восстанавливать.  

c9tbcnVlgb4.jpg

К сожалению, губернатор [Подмосковья] сюда никогда не приезжал, глава городского округа Мытищи тоже нам пока не помогает. Поэтому в последнее время мы стали действовать через общественные организации. И обратились в Генеральную прокуратуру. Сейчас ждем ответа из всех этих организаций. Потому что то, что сейчас происходит с усадьбой, тянет на преступление. У нас в стране действует закон: если восстановительные работы после обрушения памятника архитектуры стоят большее 500 тысяч рублей, то возбуждается уголовное дело. И по одному только мосту видно, что восстановление уже стоит дороже. Ведь за законные 500 тысяч можно сделать ремонт в квартире, а здесь мы имеем дело с уникальным старинным объектом, для которого надо изготовлять кирпичи по старинной технологии, да и сам мост теперь уже надо строить заново, то есть сумма во много раз превышает установленный законом порог.

Уже много лет некогда проезжий и пешеходный мост, соединявший две части села, закрыт. Вместо него сделан понтонный. После майского обвала угроза обрушения моста возросла во много раз, а это означает угрозу и для людей.

Редакция просит считать публикацию запросом о состоянии усадьбы в Министерство обороны РФ.

Теги: #