Поздравляем метростроителей с профессиональным праздником!
«Сегодня Московский метрополитен развивается беспрецедентными темпами. Начиная с 2011 года его сеть выросла в 1,8 раза. Завершены строительство и реконструкция 250 км линий, 119 станций, 4 дополнительных вестибюлей и 12 электродепо метро и МЦК», – написал мэр Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
Глава города отметил, что в планах до 2030 года — ещё порядка 35 станций, включая новые: Троицкую, Рублёво-Архангельскую и Бирюлёвскую линии метро. «Задачи сложные, масштабные, но они, уверен, по плечу доблестным московским метростроителям. Спасибо вам, дорогие друзья, за высокий профессионализм, добросовестный труд. За большой вклад в развитие Москвы и повышение качества жизни москвичей», – подчеркнул глава города.
Троицкая ветка метро
Совсем недавно, 7 сентября, в Москве начал работу первый участок новой радиальной ветки метро – Троицкой. В состав участка длиной 8,3 километра вошли четыре станции:
«Новаторская»,
«Университет дружбы народов»,
«Генерала Тюленева»,
«Тютчевская».
Первый участок Троицкой линии улучшил транспортное обслуживание около миллиона москвичей. Из них более 800 тысяч человек, проживающих в московских районах Обручевский, Коньково, Теплый Стан, Проспект Вернадского, Ломоносовский и Коммунарка (поселок Мосрентген), получили метро в пешей доступности. В зоне притяжения новых станций находятся Российский университет дружбы народов (РУДН), Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова, другие крупные вузы, научные и медицинские учреждения, а также один из крупнейших торговых моллов Москвы «Мега Теплый Стан». Более 200 тысяч студентов и сотрудников этих организаций получили новые, более удобные маршруты до мест учебы и работы.
Троицкая ветка пройдет от станции МЦК ЗИЛ в Даниловском районе до города Троицка. Это один из самых крупных городов новой Москвы. Троицкая линия длиной более 43 километров с 17 станциями станет одним из самых протяженных радиусов московского метро и самым большим за МКАД. Станции «ЗИЛ» и «Крымская» будут пересадочными на одноименные станции МЦК. На «Новаторской» можно пересесть на Большую кольцевую линию метро, с «Академической» — на Калужско-Рижскую линию. На станции «Новомосковская» организуют пересадочный узел с Сокольнической линией. В перспективе на станции «ЗИЛ» будет пересадка на Бирюлевскую линию метро.
Рядом со станциями Троицкой линии метро живут более 1,5 миллиона человек. При этом благодаря строительству новой недвижимости число жителей будет расти. Кроме того, появление метро стимулирует создание десятков тысяч новых рабочих мест. С полным запуском Троицкая линия снизит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий, а также на Бутовскую линию метрополитена и позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что, в свою очередь, улучшит экологическую ситуацию. В частности, Сокольническая и Калужско-Рижская линии метро разгрузятся до 20 процентов, а Бутовская линия — до 15 процентов.
Сейчас идет строительство первой очереди — участков Троицкой линии от станции «ЗИЛ» до станции «Коммунарка» общей протяженностью 26,6 километра с 11 станциями: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Коммунарка», «Новомосковская». Строительство участка «Тютчевская» — «Новомосковская» планируется завершить в 2024 году, «Новаторская» — «ЗИЛ» — в 2025 году. По второй очереди — от станция «Новомосковская» до Троицка — ведется разработка проектной документации. Максимальная интенсивность движения после полного запуска линии может составить до 36 пар поездов в час с интервалами до одной минуты 40 секунд. Первое время обслуживать поезда новой линии будет электродепо «Замоскворецкое», а затем — «Столбово». На 2028–2029 годы запланировано завершение строительства электродепо «Троицкое».
Рублево-Архангельская линия
Ветка появится на карте столицы через три года. Сейчас ведётся строительство первого участка, включая станцию «Народное Ополчение», с которой можно будет сделать пересадку на БКЛ. С открытием Рублёво-Архангельской линии город станет ближе для 800 тыс. москвичей. Решение о проектировании и строительстве Рублёво-Архангельской линии метро мэр Москвы Сергей Собянин принял в 2012 году. Новая ветка столичной подземки пройдёт от ММДЦ «Москва-СИТИ» до Рублёво-Архангельского за МКАД – с пересадками на МЦК, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро. Фактически сейчас в столице строится одного из самых больших радиусов метро – это Рублево-Архангельская ветка, которая протянется от «Москва-Сити». Ее длина – 18,5 км. Линия улучшит транспортное обслуживание 800 тыс. жителей, также разгрузит Новорижское шоссе. «Важная и достаточно непростая стройка. Будет реализовываться в несколько этапов», – говорил ранее мэр Сергей Собянин.
Первые две станции «Деловой центр» и «Шелепиха» будущей ветки были открыты в 2018 году в составе Большой кольцевой линии метро. В 2021 году стартовали работы по строительству первого и второго пусковых комплексов Рублёво-Архангельской линии от станции «Шелепиха» до станции «Липовая Роща» протяжённостью 12,7 км с шестью новыми станциями:
– «Звенигородская» – в районе Хорошёво-Мнёвники возле пересечения улицы Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
– «Народное Ополчение» (пересадочная на одноимённую станцию Большой кольцевой линии) – вдоль улицы Демьяна Бедного на пересечении с проспектом Маршала Жукова;
– «Бульвар Генерала Карбышева» – параллельно улице Маршала Тухачевского на пересечении с бульваром Генерала Карбышева;
– «Серебряный Бор» – вдоль улицы Паршина вблизи пересечения с Живописной улицей;
– «Строгино» (пересадочная на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии) – вдоль Строгинского бульвара;
– «Липовая Роща» – на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и территорией жилой и общественной застройки «Спутник».
Открытие новой линии метро поспособствует улучшению транспортного обслуживания более 800 тысяч нынешних и будущих жителей северо-западных районов Москвы. Так, в пешей доступности от новых станций станут жить свыше 435 тысяч человек. Линия сможет обеспечить транспортную доступность перспективного района СберСити, население которого составит 65 тысяч человек. Пользоваться метро также смогут 70 тысяч сотрудников банка.
Бирюлевская линия
Новая радиальная линия — Бирюлевская — улучшит транспортную доступность семи районов столицы. Ветка пройдет через районы Даниловский, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Печатники, Царицыно, Бирюлево Западное и Бирюлево Восточное. Рядом с новыми станциями проживают 505 тысяч москвичей, создано 210 тысяч мест приложения труда. На Бирюлевской линии появится несколько пересадок. Отсюда можно будет пересесть на станцию «ЗИЛ» Троицкой линии и одноименную станцию Московского центрального кольца, на станции «Технопарк» Замоскворецкой линии и «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии (БКЛ), а также железнодорожную станцию Бирюлево-Пассажирская.
Общая протяженность новой линии метро составит более 22 километров. На ней появится 10 станций, рядом с которыми обустроят парковки и остановки общественного транспорта. Ветка четыре раза пересечет Москву-реку, а общая длина перегонов под водными объектами составит около одного километра. Для будущей ветки метро уже утверждена градостроительная документация, выполняется проектирование и освоение строительных площадок. Рядом с линией появится новое электродепо «Бирюлевское». Оно будет обслуживать поезда нескольких радиальных веток и БКЛ метрополитена.
Строительство Бирюлевской линии метро предполагает создание станционных комплексов двух типов: пять из них будут с островными платформами и еще пять — с береговыми, аналогичными тем, что появились в последние годы в том числе на Некрасовской ветке и Большой кольцевой линии метро. С островными платформами построят станции «ЗИЛ», «Остров мечты», «Кленовый бульвар», «Курьяново» и «Бирюлево», а с береговыми — «Москворечье», «Кавказский бульвар», «Каспийскую», «Липецкую» и «Лебедянскую».
Строительство станций с разными видами платформ связано со способами тоннелепроходки, которые планируется применить во время работ. Так, примерно 10 километров тоннелей новой линии будет построено при помощи шестиметровых щитов, проходящих два параллельных однопутных тоннеля. Еще около 11 километров — с использованием 10-метрового щита-гиганта, который создает единый двухпутный тоннель. Такой способ проходки тоннеля позволит избежать дополнительного строительства притоннельных сооружений и повысит скорость работ. Кроме того, разные виды платформ позволяют вписать станции в существующую застройку и рельеф местности, а также реализовать интересные проектные и архитектурные решения. Так, концепции будущих станций «Остров мечты» и «Лебедянская» выбрали в рамках архитектурных конкурсов.
Как развивается столичный рельсовый транспорт
С 2011 года в Москве построили и реконструировали 119 станций метро. В их числе «Потапово» Сокольнической линии, которую Сергей Собянин открыл 5 сентября. «За 14 лет столица завершила строительство и реконструкцию 248,6 километра линий метро. Закончили работы на первом участке Троицкой линии с четырьмя станциями. Уже открыто движение на станции «Потапово» Сокольнической линии. Активные работы продолжаются на Рублево-Архангельской линии», — рассказал заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
В активной фазе работ сейчас находится 11 станций. На Троицкой линии — «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Корниловская», «Коммунарка», «Новомосковская», на Рублево-Архангельской — «Бульвар Генерала Карбышева», «Звенигородская», «Народное Ополчение», на Кольцевой линии — «Достоевская». На этапе проектирования сейчас находится 19 станций метро.
Еще один столичный масштабный проект — линии наземного метро. Сегодня уже открыты первый, второй, третий и четвертый Московские центральные диаметры — целая сеть связанных железнодорожных маршрутов. Всего было введено в эксплуатацию 303 километра путей и 137 станций. Продолжается и развитие наземного метро, в столичном регионе работают уже четыре диаметра. Их популярность с каждым днем растет, поток в сутки достигает уже 1,4 миллиона пассажиров. А количество поездок внутри Москвы выросло со дня запуска в 3,6 раза. Сегодня первый, второй, третий и четвертый Московские центральные диаметры — целая сеть связанных железнодорожных маршрутов. Всего было введено в эксплуатацию 303 километра путей и 137 станций.