«Замучил меня ваш Яндекс». Правила бизнеса хозяйки «Пароса»

«Замучил меня ваш Яндекс». Правила бизнеса хозяйки «Пароса»

«Замучил меня ваш Яндекс». Правила бизнеса хозяйки «Пароса»
«Замучил меня ваш Яндекс». Правила бизнеса хозяйки «Пароса» Фото: yell.ru
​На «Бауманской» уже почти 30 лет работает кафе «Парос», на котором нет вывесок и попасть в которое можно только через подворотню. Его хозяйка Сусанна Христофоровна Тапалцян рассказала «МП», как выжить маленькому кафе в центре города, не вкладываясь в рекламу, не сотрудничая с «Яндекс.Едой» и не поднимая цены на борщ
133156781_hYBaJG4O-4PEt3_5fUdKYpriSEr9GZM0PJ_-atHUAO8.jpg

О кухне

— Сусанна Христофоровна, где бы вы никогда не стали есть?

— В фастфуде, где продают гамбургеры. Там нельзя есть. Это я вам точно говорю как кандидат биологических наук. Они делают все ради прибыли. Я даже в супермаркетах ничего не покупаю.​

— А где берете продукты?

— Все покупки я делаю сама, еду на рынок «Мандарин» на Монтажной улице. Меня там все знают. «Хола пришла», говорят. Это по-восточному тетя.​

— Сами готовите?

— Ну, когда нет повара, то могу встать и приготовить — все блюда в меню готовятся по моему рецепту или по подсказке моих друзей и знакомых. Что за армянка, которая не умеет готовить долма?​ (смеется)

— Секрет долмы.

— Чтобы вкусно приготовить, надо купить свежие и качественные продукты. Это первое. Второе — надо, чтобы повар умел общаться с этими продуктами: не переваривал их, не ставил на высокий огонь. ​

— Когда точно открыли «Парос»?​

— Сначала я начала печь пироги, в 1990-е…

2019-05-06 22.12.07.jpg

— Кавказские?

— Нет. Давайте договоримся о том, что мы не будем акцентировать внимание на национальностях. Часто ко мне приходят и спрашивают: «а это армянское кафе?». Я отвечаю, что нет — нельзя ставить границы. У нас уже всюду границы, и если мы их поставим между пельменями и хинкали, то дальше жить будет нельзя! Поэтому кухня у нас интернациональная. Мы готовим хариса, хашлама, лагман, манты, чучвара, узбекский плов, итальянский болоньезе, тайский суп, канадский омлет...

— И все-таки, как вы, после пирогов, выработали концепцию полноценного заведения?

— Когда я прихожу на работу, в первую очередь захожу в туалет, смотрю, чтобы все было в порядке, чтобы кто-нибудь не вспомнил мою маму. Потом иду на кухню. Если повара нет, я встаю поваром, если бармена нет, я встаю барменом, если нет уборщицы, подметаю полы. Всегда надо следить за заведением. Потому что посетители получают кайф от вкусной еды, чистоты и порядка.​

30 лет меня сопровождали гены моей бабушки. Это единственное, чем я могу хвастаться. Она говорила: если есть ногти, то чеши свою голову сама. То есть ни на кого не надейся. Я сама в «Паросе» с утра до ночи.​

Вот мне звонят и спрашивают: Сусанна Христофоровна, вы в Москве? Я говорю: нет. Мне говорят: вай, тогда мы не пойдем в «Парос»!

7806059_7Eq7_FifU3MnEh4-29EWv7b7eUPr8wD9Z9J1ER5e0FQ.jpg

О бизнесе

— У вашего кафе нет сайта. Это нормально?

— Я очень далека от электроники. Для нас не существует трех факторов: конкуренции (потому что люди все равно ходят туда, куда им нравится, — их не переманишь), кризиса (потому что какие бы ни были цены, людям все равно надо скушать тарелку борща), и рекламы. Про нас просто рассказывают друг другу, и новые люди приходят. Вот мне говорит молодой человек, что он зашел к нам впервые. А откуда он узнал? Спрашиваю — отвечает, что его привела мама. А мама из Амстердама, которая вычитала о нас из голландской газеты.  

—​ Сейчас очень популярны сервисы доставки еды, Яндекс и Delivery club. Это прибыльно, говорят рестораторы. Почему вас нет в этой системе?​

—​ Замучил меня ваш Яндекс! Достал. Говорят, что у меня высокий рейтинг. Но я ненавижу посредников. Ведь что это означает? Смотрите: пришел кто-то, взял мой обед и отнес его куда-то. А вдруг этот обед остынет по дороге или его продадут по неизвестной мне цене? А все претензии будут ко мне — я же готовила! Под моим брендом несут! Но у меня есть своя доставка: я отправляю обеды на своей машине, потому что есть только «я» и «они» — то есть те, кто приготовил, и те, кто ест. И никаких посредников.

— Многие рестораторы отказываются от безналичной оплаты. Говорят, что на эти транзакции рестораны тратят около 2% от чеков. У вас нельзя платить картой по той же причине?

— Нет, я уже 40 лет клиент «Сбербанка», и хотела там оформить терминал, оставила им заявку, но прошло уже два месяца, а терминала все нет. Говорят, мол, очередь — очень много заказов. Иногда можно перечислять по телефону, но, с другой стороны, это очень опасно. Новый закон. Тьфу на них, на эти законы! Вот ко мне приходят иногда проверяющие, мол: а вы читали такой закон? А я им говорю, что если я буду читать все их законы (а они ежедневно выходят), то я работать не смогу!

1667452_3bSBnrQLCG8AGRVQBzwgqQf7n0y4mdzJxQVge8FpOIw.jpg

​ ​О Москве и «Паросе»

— Когда вы приехали в Москву из Армении? Что за это время изменилось в городе?

— Знаете, моя бабушка всегда говорила, что у человека одна половина лица плачет, а другая смеется. И у меня так: одна половина плачет, потому что невероятная ностальгия. Я уже 52 года живу в Москве, в Бауманском районе, вот в этом доме [где кафе, Спартаковская улица, дом 8]. И знаете, когда я раньше выходила из дома, то везде сидели старушки, которые продавали зелень. А теперь вместо старушек мы летим в Израиль и привозим зелень оттуда. Вот вы попробуйте в московском супермаркете купить свежий тархун, а? Теперь тархун только​ Made in Israel. Беда в том, что в Израиле пески и солончаки. И там нельзя выращивать зелень с хорошим запахом. Это оскорбительно в адрес России, я считаю. Это очень болезненно и очень обидно.​

— Еще что-нибудь не нравится?

— Я очень устаю от радио и телевидения, но вот недавно смотрела и слышала, что по уровню цивилизованных туалетов мы отстаем от Бангладеш (да, это так, я вам как ученый говорю). А это первая необходимость в кафе: зайти, помыть руки, а потом чашку кофе выпить. А забегаловок, где продают еду без туалета, много. Ну как так?..

Я редко куда-нибудь выезжаю. Потому что если я выхожу и мне что-то не нравится, я на нервах возвращаюсь обратно. Вот в метро толкнут, крикнут. «Эй, ты что, вышла погулять?! Метро это не парк!» Народ стал «очень любезный».

— Вы бы открыли кафе в другом городе?

— К нам приезжали из Питера. И хотели создать там «Парос», кафе под нашим брендом. Но я здесь: я сижу за столиком у входа от [открытия] и до [закрытия кафе]. Я как фейсконтроль​ (смеется). У каждого спрашиваю, что понравилось, а что нет. В этом наша специфика. А как я в Питер буду ездить? Или что, я Версачи или Кристиан Диор, чтобы по моему бренду открывали кафе?

— Секрет только в том, что вы постоянно находитесь в кафе?

— Бизнес-ланчи я продаю весь день. Это очень важно. Раз мы приготовили еду как бизнес-ланч, то какая разница —​ продаем мы ее утром, днем или вечером? Нет разницы. Тем более что это доставляет удовольствие и выгоду гостям. Вы не можете представить радость человека, когда у меня в 10 часов вечера спрашивают «можно бизнес-ланч?», и я отвечаю «конечно, можно!»

Наше кафе освятил настоятель Елоховского собора отец Матвей. Сейчас он не ходит, ему 94 года. Я хожу к нему сама. Он подарил икону Николая Угодника, я поставила ее у нас в «Паросе». Может, его дух здесь есть. Не знаю.​

— Как представитель фейсконтроля, скажите: кого никогда не пустят в «Парос»?

— Когда очень пьяный кто-нибудь заходит. У меня нет денег, чтобы содержать охрану, но есть палка.

2019-05-06 22.11.44.jpg

— Главное правило «Пароса»?

— Больше всего я не люблю, когда ругаются. Я всегда подхожу и умоляю людей не ругаться. Просто потому, что у нас не то место. А еще не нравится, когда громко разговаривают — потому что у нас место для общения. Ведь в большинстве заведений сейчас играет громкая музыка, и нельзя друг друга услышать. А у нас такого нет.

​ — Вы посещаете другие кафе в Москве?

— Редко. Мне очень не нравится, что приносят целый «Талмуд» меню. Это мне что — до утра читать и картинки разглядывать? И такие непонятные названия там — сам черт не разберет! Пиши просто: «суп грибной, жареная картошка».​

— Все-таки кафе не очень большое. Сколько человек в него помещается?​

— Здесь был несколько дней симпозиум ВШЭ. Сам ректор обратился ко мне с просьбой. Я пообещала, что буду их кормить и поить. После трехдневного симпозиума организовали для участников фуршет на 70 человек. Это основной зал,​ VIP и подвал. Ходили, гуляли, ели, пили…

— Тяжело содержать малый бизнес?

— Вот все время говорят: помощь малому бизнесу. Но нам только всегда бьют по рукам. Я сравниваю малый бизнес с хождением по мукам в сопровождении инквизиции.​

— У вас раньше всегда на столе лежали счеты.

— Какие счеты?

— Ручные — чтобы деньги считать…

— Не было их у меня.

— А хотелось бы?

— Конечно. Это лучше, чем калькулятор.​

Теги: #