Приметы эпохи - Московская перспектива

Приметы эпохи

Приметы эпохи
Приметы эпохи
Каждому новому поколению москвичей достается новая эпоха и новый город. Конечно, все взаимосвязано: время определяет стиль жизни и архитектуру, горожане видят свой город, подстраиваются под его ритм и характер эпохи

Весьма показателен ХХ век. Начавшись романтичным ар-деко, здания в стиле которого до сих пор кружат голову влюбленным, общество  и архитектура  решительно вошли в бурные рабочие 1920-е и оставили после себя функциональные здания эпохи конструктивизма. На смену им через неоклассицизм 1930-х пришли послевоенные 1940–1950-е, ознаменованные новым прочтением ампира – архитектурой  парадной, достойной недавней Победы. В 1960-х годах начался период бесед на маленьких кухнях окраин. Через 10–20 лет – расцвет индустриального домостроения и расширения города. В 1990-х и нулевых – новая жизнь, новая архитектура с безудержными фантазийными экспериментами, свободой самовыражения без отделки и неоправданными по размеру площадями. 

Последнее десятилетие войдет в историю города как период взросления общества и градостроения. Архитектура «получила хорошее образование», как и ее ценители и пользователи, вернулась к солидности, монументальности и качеству, вобрав в себя и переосмыслив все стили прошлого века и, несомненно, добавив технологичных черт XXI века.
Архитектура перестала «кричать» и провоцировать, стала говорить с городом уважительно и интеллигентно. Ответственные девелоперы предлагают городу взвешенные решения, отражающие контекст каждого конкретного района, с уважением относятся к истории места вне зависимости от того, какого класса проект.  

Примером может служить диалог с городом ГК «Галс» (владелец бренда «Галс-Девелопмент»), каждый комплекс которой построен к месту, добавляет городу шарма и является хорошим образцом действующей градостроительной политики и новых требований, обусловленных образом и стилем жизни сегодняшних горожан. В зависимости от окружения каждый проект уникален. Элитные резиденции «Театральный Дом», построенные на аристократической Поварской, являются гармоничным симбиозом реставрации исторического здания и нового строительства. Бережное и уважительное отношение к истории города – тоже добрая примета последнего десятилетия. 

Старое здание было построено в 1893 году по проекту известного архитектора Н.Д. Струкова. Тут были жилые квартиры, рядом же располагались Театр Немчинова и студия Станиславского, откуда квартал и получил свое название. К проектированию и реставрации дома на Поварской был приглашен ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, к разработке архитектурных решений и дизайна художественной отделки – заслуженный архитектор России Павел Андреев. 
Новое строительство – восемь корпусов высотой от четырех до семи этажей – перекликается с отреставрированным фасадом и прекрасно вписывается в общий контекст Поварской, не диссонируя с соседями – доходными домами, построенными в конце XIX – начале ХХ века. По мнению архитектурных критиков, «Театральный Дом» – оптимальное решение того, как обновить город, не жертвуя его историей.  

Фасады новых корпусов, выходящие во двор, легко назвать художественным экспериментом, который уже можно оценить, – квартал полностью построен. Фризы украшены декоративными керамическими панно, выполненными по специально разработанным авторским рисункам с использованием растительных и цветочных мотивов. Между окон расположены скульптурные панно с лилиями. Эскизы для них разработали художники мастерской Павла Андреева, придав дому театральности и праздничности. Для фасада каждого корпуса был сделан отдельный рисунок. Цоколь облицован натуральным камнем – московским песчаником, верхние этажи – плиткой.
Эстетика сегодняшнего дня предполагает акцент на входных группах. В «Театральном Доме» это воплощено в полной мере. Лобби отделаны мрамором и деревянными панелями, украшены репродукциями театральных афиш XX века из собрания Театрального музея им. А.А. Бахрушина. С ними гармонируют дубовые двери с витражным остеклением. Мебель, светильники и декор на стойке ресепшен и в лаундж-зонах спроектированы в стиле ар-нуво. Люстры выполнены из богемского стекла.  

Не менее интересны здания, строящиеся на «парадных проспектах» города:  премиальные «Искра-Парк» на Ленинградском, «Матч Поинт» на Кутузовском. Оба комплекса имеют важное для этих мест градостроительное значение, но при этом решают разные задачи для архитектуры города. «Искра-Парк» деликатно продолжает линейку «генеральских» домов Ленинградского проспекта, не диссонируя, но выделяясь своим фасадным решением.  Архитектурный проект квартала разработан в неоклассическом стиле советского ар-деко в бюро SPEECH. Фасады жилого корпуса украшены декоративными элементами, индивидуальными для каждой секции, которые повторяются в отделке входных групп. Узоры декоративных решеток, разработанные дизайнерами студии Артемия Лебедева, отражают достижения СССР в 1940–1950-х годах в таких сферах, как машиностроение, энергетика, горнодобывающая промышленность, космическая индустрия, сельское хозяйство и строительство.  

«Матч Поинт», напротив, продолжая архитектурные традиции Кутузовского проспекта, является визуальной доминантой места, выделяясь из ближайшего окружения стройными фасадами.
При этом оба комплекса полностью соответствуют тенденциям времени: просторные входные группы-лобби, закрытые дворы без автомобилей, общественные зоны, созданные в лучших традициях паркового проектирования, – все это делает проекты идеальными для жизни в мегаполисе. Предусмотрены просторные подземные паркинги с высоким коэффициентом машино-мест и зарядками для электромобилей.  В обоих кварталах нижние этажи отданы под коммерческие площади – жителям будет удобно купить свежий хлеб или сдать вещи в химчистку, а сходить в кафе можно просто выйдя из подъезда и завернув за угол.  

Городской достопримечательностью десятилетия уже стали элитные «Сады Пекина» – квартал расположен рядом с Триумфальной площадью. Помимо красивых фасадов – украшения улицы – здесь все продумано: внутренний двор для прогулок, а особенная гордость – сады на крыше, где можно провести вечер, посмотрев на город слегка свысока.  ®