Промышленность на стиле: каковы черты новой индустриальной архитектуры столицы?

Вывод предприятий за черту Москвы осуществляет не первое десятилетие. В процессе преобразований встала другая проблема: городу с огромным населением потребовались новые рабочие места. Идея сервисной экономики – когда никто не производит ничего кроме услуг – просуществовала недолго: чтобы что-то покупать, делать заказы в магазинах и ресторанах, надо что-то производить. Постиндустриальная экономика дала ответ и на этот вопрос – населению и экономике нужны инновационные товары. Да и традиционные – оптика, изделия легкой промышленности, мебель, стройматериалы, лекарства – все это по-прежнему требовалось и жителям мегаполиса, и страны в целом.
Собственники успешных предприятий новой России получили в наследство от Советского Союза описанные выше объекты. Рачительные и успешные руководители поспешили провести работы по благоустройству территорий, старые корпуса или снесли, или отремонтировали, обив сайдингом. Исторические постройки, признанные ОКН, пришлось воссоздавать, не признанные – реконструировать. Параметры ОКН, как правило, позволяли переосмыслить их функции. Так на площадках заводов могли появляться арт-объекты – например, какая-нибудь смотровая башня или выставочное пространство. Хотя такие идеи, как правило, возникали и реализовывались не так часто и в основном лишь в последнее время.
Пять лет назад отвечая на вопрос «МП» – какими будут новые предприятия Москвы? – главный архитектор столицы Сергей Кузнецов подчеркнул актуальность темы: объекты города, пусть даже промышленного назначения не могут выглядеть как примитивные боксы, обитые сайдингом. Однако С.Кузнецов признал тогда: пока регулировать этот вопрос сложно по двум причинам: собственники предприятий – это, как правило, частные лица или акционерные общества. Оправданием их тогдашнего эстетического выбора являлось то, что объекты, особенно крупные. располагаются на окраинах города. Можно добавить: финансовые возможности таких предприятий, как правило, были довольно скромными. Поступить так, как поступило руководство концерна BMW в Лейпциге им попросту было не по карману. Хотя история концерна впечатляет. В 2005 году концерн пригласил к проектированию цехов по сборке автомобилей архитектора Заху Хадид, которая cоздала для машиностроителей настоящий шедевр архитектуры. Уже несколько десятилетий существуют туристические маршруты, доставляющие к корпусам завода в Лейпциге всех, кто хочет увидеть это чудо – образец бионической архитектуры, футуристические формы которого должны были подчеркнуть могущество немецкого бренда.
России все это пока только предстоит. Но движение в этом направлении уже просматривается. Начнем с того, что экономику города во многом формирует финансовый, административный и управленческий сектора. Многочисленные компании такого типа, включая и государственные, размещаются в бизнес-центрах. Инвесторы, готовые вкладываться в такие объекты, понимают тягу амбициозных арендаторов к качественным площадям, к смелой архитектуре, нестандартным стилистическим решениям. Если учесть, что инновационные предприятия по характеру своей деятельности мало чем отличаются от деятельности офисных сотрудников, то это является ответом на вопрос – какими будут новые предприятия столицы. Есть и уже реализованные проекты. Флагманскими в этой связи можно считать Университетский кампус «Ломоносов», стартапы в заводских корпусах Инновационного центра «Сколково». Деловым сердцем ИЦ является объект, где размещаются 400 стартапов. В них успешно трудятся работники сферы IT, фармацевтики, инновационных сфер строительства, приборостроения и пр.
Есть и другие примеры. В 2023 году в новой Москве, в поселке Красная Пахра стартовало строительство гигафабрики – кластера предприятий, занятых в производстве электромобилей и автокомпонентов. «Росатом» выступил одним из ключевых участников проекта. Госкорпорация совместно с правительством Москвы построит производство аккумуляторов, обеспечив работой 870 человек. На объекте, завершение строительства которого запланировано на 2026 год, будут запущены промышленные линии по выпуску электробатарей и исследовательский центр – то, что необходимо для создания отечественного электромобиля. Производимые здесь батареи будут устанавливать в электробусы и электромобили, трамваи, речной транспорт и средства индивидуальной мобильности, которые производят или используют в столице. О том, что внешние данные нового предприятия будут соответствовать мировым аналогам индустриальных площадок такого типа, свидетельствует макет завода. Белые приземистые корпуса не имеют ничего общего в промплощадками прошлого. Они функциональны, но в то же время вполне соответствуют современной архитектурной стилистике, выдержаны в светлых тонах. Главное административное здание имеет сетчатую фасадную структуру с логотипом «Росатома».
О новом проекте современного научно-производственного комплекса рассказал и Сергей Кузнецов. Объект построят на Варшавском шоссе. Многофункциональный технопарк общей площадью 123,6 тыс. кв.м включает две части: офисный корпус высотой 25 этажей и девятиэтажное научно-производственное здание, которые объединит подземный паркинг на 642 машино-места. Инвестиции в проект составят порядка 6,5 миллиарда рублей.
Фасады здания украсят декоративные металлические ламели. «Архитектура здания отличается сложной композицией, состоящей из нескольких объемов, визуально объединенных стеклянными фасадами и металлическими конструкциями. Современность объекта подчеркнет его внешний облик и планировочные решения – проект предусматривает открытую смотровую площадку на 14-м этаже офисного блока, на фасады установят профили с энергосберегающим покрытием и декоративные металлические ламели, которые придадут зданию динамичность», – отметил С. Кузнецов.
Для проекта характерно использование чистых геометрических форм и динамичной структуры, а также большие стеклянные поверхности, создающие ощущение легкости и прозрачности. Примечательно, что на объекте используют модульные фасады – каждый элемент будет собираться на производстве и поставляться на стройку в готовом виде. Это значительно повышает качество и скорость монтажных работ.
«Новый современный центр станет центром деловой активности на юго-востоке Москвы. Проекту присвоен статус инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда: согласно планам, общее количество рабочих мест рассчитано на 1800 человек», – рассказал управляющий партнер девелоперской компании Прайм Лайф Денис Коноваленко. На прилегающей территории сделают благоустроенное общественное пространство с зонами отдыха, столиками кафе и арт-объектом перед входом в деловую часть комплекса. Помимо этого, высадят клены разных пород, иргу, барбарис и другие растения.