Пространство для всех
Современные мегаполисы во всем мире задают тренд на создание городов, комфортных и интересных для жителей. Независимо от уровня дохода, увлечений и мечтаний каждый горожанин должен найти себе место по вкусу и потребностям. Каково это место, что ему присуще и как измеряется эффективность его работы, рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Что такое общественное пространство в современном понимании?
– Общественное пространство в современном мире – это пространство, в которое может попасть неограниченное число людей. То есть, по сути, выходя из дома на улицу, мы уже попадаем в сложную, витиеватую систему публичных пространств. Все, начиная от тротуаров и заканчивая парками и площадями, – общественные пространства в современном городе. У них, естественно, есть своя градация, уровень насыщенности разными активностями. Ясно одно – у современного жителя мегаполиса потребности и подход к использованию неличного пространства кардинально меняются. Задача города данном случае – создать условия для разных активностей, не понуждая к этому самих людей, и при этом сохранить открытыми все общественные территории, не огораживать их.
Чем отличается плохое общественное пространство от хорошего, каковы критерии оценки?
– Пожалуй, главный показатель успешности, качества пространства – его открытость и востребованность горожанами. Проще всего объяснить на примере. Реконструированная Триумфальная площадь никогда не пустует. На качелях, которые стали визитной карточкой всего окружающего района, качаются в любую погоду и в любое время суток, на скамейках отдыхают туристы и горожане, а кафе на площади пользуются большим спросом. При этом в обычном советском парке, который огорожен забором и в котором часто надо далеко идти до ближайшей скамейки, зимой можно было вообще никого не встретить. А пустые, ничем не наполненные площади, отданные под парковку, – в лучшем случае транзитная территория, а в худшем – помеха для пешеходов.
Какова роль ТПУ на карте общественных пространств? Какие требования предъявляются к ним?
– Транспортные узлы сами по себе – очень насыщенные, востребованные объекты. Естественно, к их организации нужно подходить с полной серьезностью. Важно продумать направление пешеходных потоков, которые будут быстро и удобно соединять разные виды транспорта, – это самое главное требование в организации таких пространств. При этом важно обеспечить комфорт и сопутствующие услуги. Думаю, те же небольшие магазины и кафе будут востребованы. Возможно, понадобятся залы ожидания и другие статичные места, где пассажиры могли бы отдохнуть и просто посидеть.
В каком направлении будут развиваться общественные пространства Москвы дальше?
– Направление задано в сторону повышения комфорта, удобства, разнообразия функций. В идеале все парки должны быть предназначены не только для прогулок, набережные – не только для машин, а улицы – не только для того, чтобы быстро пройти из точки А в точку Б. Комфортное общественное пространство должно быть удобным и востребованным для всех людей, вне зависимости от их положения в обществе, способа передвижения и круга интересов.
Будет ли Москва работать в русле мирового тренда на деавтомобилизацию общественных пространств, в первую очередь улиц?
– Да, такая тенденция давно существует, и Москва ее поддерживает – расширяются тротуары, стали появляться пешеходные зоны, куда автомобиль попасть не может. Новые жилые кварталы проектируются без парковок на внутреннем дворе – и это одна из «фишек» проекта, это востребовано покупателями, потому что люди знают, что детей можно будет отпускать гулять на улицу, что сохранится благоустройство, а двор не превратится в хаотичную парковку. Для автовладельцев, конечно, тоже предусмотрены комфортные условия – это и подземные паркинги, и отдельно стоящие сооружения. Думаю, что этот тренд продолжит развиваться и дальше, будет охватывать все новые сферы, потому что он помогает сделать город более человечным, безопасным и удобным для жителей.