«Простых станций в московском метро не бывает» - Московская перспектива

«Простых станций в московском метро не бывает»

«Простых станций в московском метро не бывает»
«Простых станций  в московском метро не бывает»
АО «Метрогипротранс» – старейший проектный институт столицы, cпециалисты которого разработали проекты большинства линий Московского метрополитена. Сегодня сотрудники предприятия задействованы в возведении флагманского проекта столицы – Большой кольцевой линии метро. В портфеле компании – проектирование станций «Петровский парк», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА», «Савёловская», «Авиамоторная», «Лефортово» и других. По словам президента АО «Метрогипротранс» Александра Земельмана, инженеры ломают голову над каждым проектом, а проходных станций в столичном метрополитене нет

В конце осени столичные строители завершили проходку последнего тоннеля на северо-восточном участке Большой кольцевой линии метро. На четырнадцатикилометровом отрезке расположатся семь станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща». Проектированием всех этих станций и перегонов занимается АО «Метрогипротранс». По словам Александра Земельмана, самая трудная станция участка – «Сокольники». «Прежде всего потому, что там нужно делать пересадку на историческую станцию первой линии. К тому же «Сокольники» строили как конечную станцию с выходом в парк, когда район не был таким густонаселенным, как сейчас, а теперь там очень развитая придорожная сеть. К этому еще прибавим, что сама станция неглубокого заложения. Разумеется, мы уже работали с такими станциями в условиях очень тесной городской застройки, как «Рижская» или «Марьина Роща», но они были довольно глубокими. А таких сложностей, как в «Сокольниках», пока не было», – рассказал глава АО «Метрогипротранс».
Александр Земельман пояснил, что глубокое заложение – не гарант безопасности. «Утверждение, что для безопасности домов метро должно идти глубоко, довольно спорное. Мы живем в иное время, когда все решает не глубина тоннеля, а надежные конструкции. С двух сторон котлована ставится вертикальная защитная железобетонная стена. При разработке грунтов ее распирают распорками. Подвижки этой стены рассчитываются с учетом инженерно-геологических условий и застройки. Возможные осадки зданий нормируются для каждой категории зданий. Исходя из этого, рассчитывается ограждающая конструкция железобетонной стены. Кроме того, проводится обследование домов, фиксируется их состояние. При проходке эти параметры закладывают в проект мониторинга. И если мы видим, что где-то надо укрепить фундамент дома, то он укрепляется – вот и все», – рассказал президент организации.
Самой интересной станцией Александр Земельман назвал «Деловой центр». Дело в том, что на ней расположены сразу три платформы в едином подземном пространстве. «Интересны и новые станции Калининско-Солнцевской ветки: «Мичуринский проспект», «Озёрная». На «Мичуринском» мы воспользовались рельефом, то есть одна сторона станции там стеклянная, она показывает пассажирам лес», – отметил президент АО «Метрогипротранс».
Кроме того, в портфеле компании – проектирование станций «Авиамоторная» и «Лефортово». Дизайн-проект последней посвящен Лефортовскому дворцу, расположенному на правом берегу Яузы в Басманном районе. Станцию стилизовали под старинные гравюры ХVII–XVIII веков. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают пассажирам о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого станция получила свое название. Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу Яузы в районе Басманный. В отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели. Стены вестибюля украсило черно-белое декоративное панно площадью 40 кв. метров. На нем изобразили здание дворца, отражающееся в водной глади реки Яузы. В кассовом зале разместилась художественная композиция. Она посвящена первому владельцу дворца – Францу Лефорту. При создании набросков картины авторы обращались к истории его династии. В композицию вошли геральдические символы фамильного герба: слон и рыцарский шлем. Диаметр изображения составил около 5 метров. Картину поместили в потолочную нишу со встроенными светильниками. В будущем на базе станции «Лефортово» создадут небольшой транспортно-пересадочный узел. В рамках этого проекта также оборудуют трамвайные перроны, реконструируют дороги и построят каток с искусственным льдом.
Не менее интересна станция «Авиамоторная». «Название станции очень красноречивое. Однако здесь при создании проекта мы брали за основную идею не мотор, а авиацию и связанное с ней стремительное движение. Светодиодные светильники, расположенные на потолке, будут имитировать воздушные потоки, похожие на те, что оставляет в небе пролетающий самолет. На «Авиамоторной» появится ощущение плавного движения света. Раньше получить такой эффект было практически невозможно: вы всегда видели границы между люминесцентными светильниками, а современные технологии позволяют выполнять непрерывные световые линии от начала до конца, где стыки между частями светильников почти незаметны», – рассказал руководитель архитектурной мастерской АО «Метрогипротранс», член Союза московских архитекторов Леонид Борзенков. Кроме светильников в виде непрерывных лент и трапеций, напоминающих оперение самолета, пассажиров будут встречать «крылатые» люди. В торцах станции появятся рельефы древнегреческой богини Ники и человека в костюме «крыло» для экстремального вида спорта вингсьютинг.
Главная объединяющая черта абсолютно всех строящихся станций Московского метрополитена заключается в том, что среди них нет ни одной проходной. Каждая платформа имеет индивидуальный дизайн, к созданию которого проектировщики и архитекторы подходят с особой ответственностью. «Абсолютно над любой станцией проектировщики, инженеры и архитекторы ломают голову, простых станций в Москве не бывает. Ведь у нас в городе очень разнообразные и неустойчивые геологические условия. Очень близко к поверхности располагается вода, под нами много разных слоев грунта. Это все нужно учитывать. И мы умеем с этим бороться», – заключил Александр Земельман.