Проверяем, насколько станции БКЛ адаптированы для маломобильных пассажиров

Когда в Москве только начинали обсуждать безбарьерную среду, популярным журналистским приемом было арендовать инвалидную коляску и пригласить известного актера проехать на ней по центру города. Материал для репортажа набирался за четверть часа. За последнее время многое изменилось: от внедрения нового стандарта московских поликлиник, введения программы реновации, где невозможно утвердить проект, если он не отвечает требованиям безбарьерной среды, до оборудования новых станций лифтами. А для перемещения по неприспособленным станциям можно вызвать бесплатную группу сопровождения.
Мы не стали устраивать маскарад с фальшивыми колясочниками. Решили проверить адресно, как передвигаются те, для кого разрабатывалась безбарьерная среда. Героев нашли через социального предпринимателя Романа Колпакова, основателя службы «Инватакси». После нечастного случая Роман сам стал колясочником, в новых жизненных условиях найдя профессиональное призвание в помощи людям с ограниченными возможностями. Для них его компания организовывает перевозки на адаптированных автомобилях, а с недавнего времени проводит и экскурсии. Мы попросили Романа дать контакты кого-либо из постоянных клиентов, чтобы предложить им провести время в компании мозаичиста Марата Наби, работавшего на станции «Нагатинский Затон» и согласившегося показать и рассказать обо всех ее особенностях. Через полчаса нам позвонили из Свято-Софийского социального дома, который воспитанники и сотрудники ласково называют просто «домик».
И это действительно домик – теплый и уютный, где в любви и заботе живут дети и взрослые с особенностями развития, не имеющие собственной семьи. Это первая и единственная в России негосударственная некоммерческая организация для людей с тяжелыми множественными нарушениями, где дети-сироты и совершеннолетние воспитанники проживают в специально созданной уникальной среде, основанной на поддержке, доверии и принятии особенностей каждого. Воспитанников стараются максимально интегрировать в обычную жизнь, в том числе и обучая правилам передвижения по городу. «Мы непременно приедем! Наши девочки уже были на этой станции и делились впечатлениями. Им будет очень интересно!» – с радостью отозвались в администрации «домика».
Экскурсию на «Нагатинском Затоне» стоит начинать с улицы, показывая, как переливается на закатном солнце «хвост»-потолок из 27 тысяч золотистых чешуек. Но как туда доберутся наши экскурсанты? «Там просторный лифт, не волнуйтесь!» – ответили кураторы. К назначенному времени на тротуар выехали улыбающиеся Феруза, Катя и их сопровождающие. Вся компания вместилась в один лифт. Ферузе 17 лет, первым делом она сообщила, что окончила 7-й класс. И это большое достижение, ведь Феруза попала в «домик» девятилетней, в ее медкарте стояла пометка «необучаема». Кате 19. В «домике» она поселилась в
14 лет после смерти мамы. Скоро она окончит школу, планирует стать ветеринаром. Девушки передвигаются на инвалидных колясках, но уже неплохо ориентируются в городе – недалеко от их «домика» ходят низкопольные городские автобусы, а открытие БКЛ значительно упростило передвижение.
На платформу без проблем спустились на лифте: он действительно просторный, кнопки расположены на комфортной для колясочника высоте. Марат ждал нас у «Карася» – первого панно, смонтированного на станции. Девушкам очень понравилось, что к каждому изображению можно подъехать и потрогать его фактуру, сравнить размеры, форму, цвета и поверхность плитки. В таком формате мозаика размещена в подземке впервые – до этого ее делали на потолке или высоко на стенах. «Нагатинский Затон» является береговой станцией: рельсы расположены посередине, а платформы по краям. Когда закончилась одна платформа, Марат растерянно посмотрел на кураторов девушек – как же попасть на другой берег? Сопровождающие улыбнулись и снова показали на лифт, но уже другой – для пересадки с платформы на платформу.
Экскурсия растянулась на полтора часа. После вся компания вышла из метро и еще час гуляла по благоустроенной набережной, тоже выполненной с учетом безбарьерной среды. Фаризу привела в недоумение надпись «Собачья площадка». Девушка долго не могла поверить, что все эти лесенки, горки, полоса препятствий созданы для четвероногих, а не детей. Фариза думала, что просто ошиблись с указателем. Уставшие и довольные обратно поехали на такси: просто чтобы посмотреть на город еще и из окна автомобиля. Ведь теперь для маломобильных горожан передвижение по Москве доступно во всех форматах.