Путин и Собянин запустили МЦД-4 - Московская перспектива
Путин и Собянин запустили МЦД-4

Путин и Собянин запустили МЦД-4

Путин и Собянин запустили МЦД-4
Путин и Собянин запустили МЦД-4 mos.ru
В Москве начал работу четвертый Московский центральный диаметр «Калужско-Нижегородский». С точки зрения строительства четвертый диаметр стал самым сложным проектом. Для его открытия необходимо было связать между собой два отдельных направления МЖД – Киевское и Горьковское.

«Сегодня сделан еще один очень серьезный шаг в развитии московского транспортного узла. Все, что сделано сегодня, идет на благо развития Москвы, Подмосковья и всех людей, которые живут в этом регионе, приезжают в этот регион», – сказал президент Владимир Путин на церемонии открытия. 

Снимок экрана 2023-09-09 в 13.44.43.png

В свою очередь Сергей Собянин рассказал о том, какой ветка была до создания диаметра. «Это итог многолетней работы – соединение двух направлений железной дороги: Калужского-Киевского и Курского. Традиционно они доходили до Киевского вокзала и Курского вокзалов. Это были две тупиковых ветки. Всегда переполнены, с медленно двигающимися поездами, которые доходили до тупиков, потом разворачивались и следовали обратно. Как такого движения не было, что создавало огромные проблемы. Эффективность этой махины была низкой. Поэтому мы приняли решение соединить и параллельно продолжить выделенные пути для нового движения центрального диаметра. Проложили 100 км дополнительных путей и еще 50 реконструировали. Построили десятки инженерных сооружений: мосты, эстакады, тоннели, чтобы запустить весь этот механизм. И построили 24 станции – по сути это новые московские вокзалы. Это не просто станция, не просто платформа, а полноценный вокзал, интегрированный с другими видами транспорта. МЦД на сегодняшний день самый интегрированный для метро и других видов транспорта. 38 интеграций с метро, железными дорогами, МЦК и так далее. Вот такой проект получился. Мы объединили семь московских вокзалов: Белорусский, Савеловский, Рижский, Ленинградский, Ярославкий, Казанский, Курский вокзалы», – сказал Сергей Собянин. 

МЦД-4 стал самым протяженным диаметром, его длина составляет 86 километров. Он проходит сквозным маршрутом с запада на восток через всю столицу и связывает подмосковные города Апрелевку и Балашиху в районе станции Железнодорожной. На момент запуска на ветке расположены 36 остановок. На МЦД-4 38 вариантов пересадок на метро, МЦК и другие диаметры.
Четвертый диаметр связал семь центральных железнодорожных вокзалов столицы:

  • Курский, 
  • Ярославский, 
  • Казанский, 
  • Ленинградский, 
  • Савеловский, 
  • Рижский, 
  • Белорусский. 
Современные поезда МЦД-4 будут следовать с интервалами до 5-5,5 минут в часы пик и без дневных перерывов. Для перевозки пассажиров будут использоваться 65 поездов, еще 88 составов будут следовать по Киевскому и Горьковскому радиусам. Суточный пассажиропоток четвертого диаметра может составить 455 тыс. человек, что на 84% больше текущего показателя. В поездах МЦД-4 будет создано 1,9 млн. пассажирских мест в сутки.

Снимок экрана 2023-09-09 в 13.45.25.png

Как строили МЦД-4
С точки зрения строительства четвертый диаметр стал наиболее сложной линией наземного метро. Для его открытия необходимо было связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги – Киевское и Горьковское. На нескольких участках будущего диаметра проводились масштабные работы. В частности:

  • строительство III и IV главных путей Киевского направления МЖД на участке Москва-Пассажирская-Киевская – Апрелевка;
  • строительство соединительной ветви между Киевским и Белорусским направлениями со строительством трех новых остановочных пунктов: Поклонная, Кутузовская и Тестовская;
  • строительство III и IV главных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Площадь Трех Вокзалов;
  • реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская – Нижегородская со строительством дополнительных главных путей;
  • строительство III и IV главных путей на участке Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) – Марьина Роща (2024 год);
  • реконструкция конечной станции оборота поездов Железнодорожная.
Параллельно на Киевском направлении МЖД шла комплексная реконструкция пассажирской инфраструктуры, которая включает обновление подвижного состава и трансформацию старых ж/д платформ в современные городские вокзалы.

Снимок экрана 2023-09-09 в 14.14.59.png

Плюсы для пассажиров

Нижегородское направление железной дороги, до недавних пор бывшее Горьковским, одно из самых загруженных в регионе. На нем расположилось несколько крупных городов: Реутов, Балашиха, Железнодорожный, Электроугли, Электрогорск, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Петушки. Население их в большинстве своем ездит на работу в столицу. Пассажиропоток на этом направлении составляет более 300 тысяч человек в сутки. Но большинство поездов до сих пор шло только до Курского вокзала, а некоторые до станции Нижегородской. Теперь же поезда со стороны Балашихи пойдут не в тупик, как прежде, а на пути МЦД-4. Затем параллельно существующим путям МЦД-2 через станцию «Площадь трех вокзалов» и «Рижскую» поезда прибудут на станцию "Марьина роща" и далее двинутся на Савеловский вокзал. Отсюда через Белорусский вокзал попадут на Кутузовскую, Поклонную и так до Апрелевки. 

Тупиковым было и Калужское направление - прежде Киевское. Электрички, которые прибывали из Новой Москвы и Подмосковья, упирались в Киевский вокзал, а далее пассажирам приходилось спускаться в метро. Теперь они могут ехать дальше в сторону Белорусского вокзала и выбирать для себя более удобную точку для пересадки.

Открытие МЦД-4 улучшило транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы, а также подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного (Балашиха) и других близлежащих населенных пунктов. На запуске МЦД-4 будет перевозить порядка 190 тыс. пассажиров, а к концу 2023 года – 267 тыс. пассажиров в сутки. По оценкам, число пассажиров МЦД-4 к 2030 году достигнет 455 тыс. человек в сутки. По прогнозу экспертов, запуск МЦД-4 сделает свободнее целый ряд линий столичной подземки, которые сейчас перегружены. В частности, снизится нагрузка на участки Солнцевской, Филевской, Калужско-Рижской, Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской и Калининской линий метрополитена. Москвичи, проживающие в зоне его влияния, пересядут на наземное метро - это можно прогнозировать по опыту первых диаметров. Свободнее станут Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, а также шоссе Энтузиастов. Комфортнее станет проезд и на ближайших автодорогах - Новорязанском, Ленинградском, Новоегорьевском, Косинском и Егорьевском шоссе.

Тарифы на проезд: 

На МЦД-4 предусмотрены три тарифные зоны:

  • «Центральная» – станции от Внукова до Реутова (Киевский вокзал также входит в эту зону). Разовая поездка по билету «Кошелек» карты «Тройка» с учетом бесплатной пересадки на метро и МЦК стоит 50 рублей;
  • «Пригород» – станции от Апрелевки до Лесного Городка и от Никольского до Железнодорожной. Стоимость разовой поездки по билету «Кошелек» – 65 рублей;
  •  «Дальняя», в нее входят станции от Нары до Дачной и от Черного до Крутого. Стоимость разовой поездки – 65 рублей плюс 30 рублей за каждую зону.
При этом при поездке из каждой зоны по карте «Тройка» доступна бесплатная пересадка на метро и МЦК. Действующие билеты и абонементы на поездки на железнодорожном транспорте сохранятся, с их стоимостью можно ознакомиться на сайте перевозчика.
Кроме того, многим пассажирам МЦД-4 больше не нужно будет строить маршрут до первой пересадочной станции, как они делали это раньше из-за более низкой цены. Благодаря билетной системе московского транспорта с новыми фиксированными тарифами пассажиры смогут продолжить путь до той станции, где им удобно сделать пересадку или завершить поездку.

    Дальнейшие планы по развитию МЦД
    Перспективные планы развития пассажирских перевозок в Москве и на Центральном транспортном узле включают реализацию трех крупнейших проектов:

    • Запуск диаметра Пятого диаметра «Ярославско-Павелецкий». Он соединит подмосковные города Пушкино и Щелково на севере и Домодедово на юге. Протяженность диаметра составит 89 км, на нем расположатся 39 станций. Планируется, что центральная часть МЦД-5 будет подземной, с пересадками на станции метро. Предполагается, что пятым диаметром будут пользоваться до 603 тыс. пассажиров в сутки. 
    • Модернизация пассажирских перевозок между Москвой и крупнейшими городами – областными центрами ближайших субъектов Федерации. Проект охватывает 11 регионов с населением 31 млн человек. Предусматривается сокращение интервалов движения поездов между областными центрами и Москвой с нынешних 45-180 до 20-30 минут, а также обновление подвижного состава.
    • Создание системы высокоскоростных железнодорожных магистралей. Это пять проектов общей протяженностью более 3,7 тысяч км, охватывающих территории, на которых проживает более 80% населения России. Система даст мощнейший импульс для развития всей страны, это толчок для экономического роста, технологического прогресса, повышения мобильности и увеличения человеческого капитала. Благодаря реализации ВСМ-1 Санкт-Петербург – Великий Новгород – Тверь – Москва время в пути между двумя крупнейшими агломерациями страны может сократиться в 1,8 раза — с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут; между Тверью и Москвой — с 1 часа 6 минут до 39 минут; между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом — с 3 часов 10 минут до 29 минут.
    Снимок экрана 2023-08-17 в 13.18.37.png
    История создания МЦД

    Московские центральные диаметры – это новый формат общественного транспорта, фактически наземное метро, сквозные маршруты пригородных электричек, курсирующие через центр. Интервал движения поездов в часы пик составляет 5-6 минут, МЦД позволяет экономить до 50% времени при поездках по городу. О том, что в Москве будет реализован проект железнодорожных веток, соединяющих города ближнего Подмосковья через центр, Сергей Собянин заявил в 2017 году.

    Первые два диаметра, соединяющие Одинцово и Лобню, а также Подольск и Нахабино, были запущены в ноябре 2019 года. Для их запуска город достроил недостающие связи между теми вокзалами и ж/д направлениями, которые раньше вообще не пересекались. Благодаря МЦД Скорость перемещения из одного конца столицы в другой увеличилась в два раза и занимает меньше часа без пересадок. А расстояние от одного конца МКАД до другого можно преодолеть менее чем за 40 минут.

    «Мы стараемся весь тяжелый рельсовый транспорт интегрировать в единую систему. Концепция развития метро сегодня уже невозможна без железных дорог, МЦК, МЦД – они такие же системные транспортные хабы, как и метро, и работают по тем же принципам – высокая частота следования поездов, современные составы, пересадки на другие виды транспорта и огромное число новых станций, которые превратились в вокзалы покруче станций метро», – говорил Сергей Собянин.

    Кстати, регулярное движение по маршрутам МЦД оказывает позитивный градостроительный эффект и напрямую влияет на развитие прилегающих территорий. Строительный потенциал первых четырех маршрутов МЦД составляет порядка 23,4 млн кв.м различной недвижимости. «В 1,5-километровой зоне влияния станций может быть построено 13,3 млн кв.м жилья, а также 10,1 млн кв.м нежилой недвижимости. Такой объем деловой и коммерческой застройки наряду с жильем позволит создать около 1,2 млн новых рабочих мест, что полностью отвечает политике полицентризма и комплексного развития территорий», – пояснял ранее заммэра Андрей Бочкарёв.