Пять арок Москвы, от которых становится не по себе

Пять арок Москвы, от которых становится не по себе

Пять арок Москвы, от которых становится не по себе
Пять арок Москвы, от которых становится не по себе Фото: retro-mos.ru
Арки в городе, напоминающие о страданиях, невежестве и 20-метровом росте Иосифа Сталина

Земляной вал, 48

В середине 1930-х время экспериментов конструктивизма подходило к концу – он уступал место тяжеловесным формам сталинского архитектуры. Некоторые ампирные здания отличались массивными конструкциями и обширными пустотными пространствами. Одну из таких пустот можно увидеть на фасаде дома РЖСКТ (рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества) на Садовом кольце.

d70870ee926a20da0f5d4a476f96a0bd.jpg

Дом построен в 1934 году. Его проход-проезд представляет собой самую высокую арку в столице. Она имеет высоту около 20 метров и ширину в две-три легковые машины. Культуролог Владимир Паперный писал, что подобные сталинские габариты были подсознательно рассчитаны не на живого человека, а на мифологизированного – перелитого в камень и бронзу. Строили так: если скульптура вождя магическим образом сдвинется с места, то ей будет не тесно в парках и даже жилых дворах (как бы сказочно это ни звучало, один из крупнейших прижизненных памятников Сталину ростом в 15 метров мог спокойно «пройти» во двор этого дома). Автор проекта «Иди и смотри» историк Наталья Леонова выдвигает более прагматичную теорию концепта арки. Она полагает, что ее гигантизм – просто способ оживить пространство.

zeml.jpg

- Архитекторы решили отразить этой аркой модные тенденции в архитектуре и планировке города: вместо сомкнутых вплотную фасадов высоких домов, создающих эффект тоннеля, – большая арка с дальними видами и иллюзией простора, – говорит она.

Менее массивные арки, но все же высотой в 3-4 этажа, архитекторы дома (А. Хряков и З. Брод) реализовали позже в совместном проекте с Львом Рудневым в здании МГУ на Воробьевых горах.

Арка-01.jpg

Царицыно

Галерея в парке, построенная Василием Баженовым, связывает Хлебный дом с Большим дворцом. Она не играет никакого функционального значения и является скорее архитектурным украшением.

Арка-галерея01.jpg

Галерею делит на две части арка, на вид довольно гостеприимная и праздничная. Однако ее полукружие выделяется зубчатым декором, который напоминает терновый венец. Что хотел сказать этим Баженов, застраивавший Царицыно, не ясно, однако арка, построенная в 1784-1785 годах, была завершена до того, как архитектора отстранили от проекта усадьбы, то ли за несоответствие «техзаданию», то ли за полумифическое масонство, поэтому загадочный «терновый венец» сохранился практически в первозданном виде.

Moscow_KrasnyeVorota_1282.jpg

Станция «Красные ворота»

Арки встречаются на нескольких станциях первых сталинских веток метро. На выходе на Гоголевский бульвар из «Кропоткинской», в конце платформы «Октябрьская» кольцевой ветки, при входе во двор «Смоленской» Арбатско-Покровской линии и на южном вестибюле «Лубянки». Самая необычная из них является южным спуском на станцию метро «Красные ворота».

Арка Николая Ладовского напоминает тройным сводом вход в готический европейский собор. Однако вполне вероятно, что ее автор такой формой хотел напомнить о барочных воротах, которые стояли на этой площади в царское время и были снесены в 1927 голу, за семь лет открытия станции.

Krasniye_vorota.jpg

Разумеется, были и другие макеты вестибюля, но от них жюри отказалось.

- Большинство проектов были выполнены в контексте того архитектурного стиля, который сложился в середине 1930-х годов, – говорит историк метро Максим Шуйский. – Они мало чем выделялись.

Помимо эстетики, перед Ладовским стояла вторая задача – практическая. Метро было совершенно новым видом транспорта в городе, и поэтому оно должно было быть легко узнаваемым – человек должен был интуитивно понять, что это не просто здание, а именно вход в сабвей. Ладовский заложил в концепцию смысл – по форме вестибюля сразу понятно, что это некий тоннель, который уходит глубоко под землю, говорит Шуйский.

40768257_2333290996687205_7612464352565657600_o (1).jpg

Артплей

Между Большим Сыромятническим переулком и Большим Полуярославским переулком трамвай заезжает в арку с надписью «Artplay». В девяностые на ней была иная, более кричащая надпись – «Help», что видно из кадров из кинофильма Павла Лунгина «Такси-блюз» 1990 года. Именно рядом с аркой на Полуярославском беспросветный невежа Шмаков ввязывается в конфликт с требующими довезти их до вокзала подростками.

40790406_2333291030020535_6812020020688715776_o.jpg

Тоннель в Басманном районе – это единственная трамвайная арка в Москве. И она скрывает под собой другую редкость – в этом месте находится единственное в Москве сплетение путей, которое позволяет машинисту не использовать стрелку при переезде на другую линию. Еще одно сплетение существовало у Ваганьковского путепровода, однако летом 2002 года его разобрали.

cb15eb9542dc7bfeee1103070082961401.jpeg

Дом Милиниса

В 1937 году для завода ЗИЛ был построен жилой дом на Велозаводской улице. Его архитектор Игнатий Милинис использовал практически однотипные градостроительные элементы, с которыми нужно было что-то сделать, чтобы избежать простоты и тривиальности. При этом денег на ампирную роскошь не было. Милинис вспомнил принципы конструктивизма, которыми руководствовался в начале 1930-х: он разделил два корпуса громадной прямоугольной аркой, говорит историк Наталья Леонова. Огромный проем сделал дом не похожим на стандартную жилую коробку. Динамику арки создает соотношение тонких и толстых колонн.

9082080567_432cc8056d_o.jpg

Казалось бы, что арка дома Милиниса чисто декоративная, однако в Советском Союзе ей находили применение – пустоту завешивали огромными плакатами со Сталиным, чтобы рабочие ЗИЛа помнили не только об опытах конструктивизма, но и о том, где живут.

Теги: #