Пять арок Москвы, от которых становится не по себе - Московская перспектива

Пять арок Москвы, от которых становится не по себе

Пять арок Москвы, от которых становится не по себе
Пять арок Москвы, от которых становится не по себе Фото: retro-mos.ru
Арки в городе, напоминающие о страданиях, невежестве и 20-метровом росте Иосифа Сталина

Земляной вал, 48

В середине 1930-х время экспериментов конструктивизма подходило к концу – он уступал место тяжеловесным формам сталинского архитектуры. Некоторые ампирные здания отличались массивными конструкциями и обширными пустотными пространствами. Одну из таких пустот можно увидеть на фасаде дома РЖСКТ (рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества) на Садовом кольце.

d70870ee926a20da0f5d4a476f96a0bd.jpg

Дом построен в 1934 году. Его проход-проезд представляет собой самую высокую арку в столице. Она имеет высоту около 20 метров и ширину в две-три легковые машины. Культуролог Владимир Паперный писал, что подобные сталинские габариты были подсознательно рассчитаны не на живого человека, а на мифологизированного – перелитого в камень и бронзу. Строили так: если скульптура вождя магическим образом сдвинется с места, то ей будет не тесно в парках и даже жилых дворах (как бы сказочно это ни звучало, один из крупнейших прижизненных памятников Сталину ростом в 15 метров мог спокойно «пройти» во двор этого дома). Автор проекта «Иди и смотри» историк Наталья Леонова выдвигает более прагматичную теорию концепта арки. Она полагает, что ее гигантизм – просто способ оживить пространство.

zeml.jpg

- Архитекторы решили отразить этой аркой модные тенденции в архитектуре и планировке города: вместо сомкнутых вплотную фасадов высоких домов, создающих эффект тоннеля, – большая арка с дальними видами и иллюзией простора, – говорит она.

Менее массивные арки, но все же высотой в 3-4 этажа, архитекторы дома (А. Хряков и З. Брод) реализовали позже в совместном проекте с Львом Рудневым в здании МГУ на Воробьевых горах.

Арка-01.jpg

Царицыно

Галерея в парке, построенная Василием Баженовым, связывает Хлебный дом с Большим дворцом. Она не играет никакого функционального значения и является скорее архитектурным украшением.

Арка-галерея01.jpg

Галерею делит на две части арка, на вид довольно гостеприимная и праздничная. Однако ее полукружие выделяется зубчатым декором, который напоминает терновый венец. Что хотел сказать этим Баженов, застраивавший Царицыно, не ясно, однако арка, построенная в 1784-1785 годах, была завершена до того, как архитектора отстранили от проекта усадьбы, то ли за несоответствие «техзаданию», то ли за полумифическое масонство, поэтому загадочный «терновый венец» сохранился практически в первозданном виде.

Moscow_KrasnyeVorota_1282.jpg

Станция «Красные ворота»

Арки встречаются на нескольких станциях первых сталинских веток метро. На выходе на Гоголевский бульвар из «Кропоткинской», в конце платформы «Октябрьская» кольцевой ветки, при входе во двор «Смоленской» Арбатско-Покровской линии и на южном вестибюле «Лубянки». Самая необычная из них является южным спуском на станцию метро «Красные ворота».

Арка Николая Ладовского напоминает тройным сводом вход в готический европейский собор. Однако вполне вероятно, что ее автор такой формой хотел напомнить о барочных воротах, которые стояли на этой площади в царское время и были снесены в 1927 голу, за семь лет открытия станции.

Krasniye_vorota.jpg

Разумеется, были и другие макеты вестибюля, но от них жюри отказалось.

- Большинство проектов были выполнены в контексте того архитектурного стиля, который сложился в середине 1930-х годов, – говорит историк метро Максим Шуйский. – Они мало чем выделялись.

Помимо эстетики, перед Ладовским стояла вторая задача – практическая. Метро было совершенно новым видом транспорта в городе, и поэтому оно должно было быть легко узнаваемым – человек должен был интуитивно понять, что это не просто здание, а именно вход в сабвей. Ладовский заложил в концепцию смысл – по форме вестибюля сразу понятно, что это некий тоннель, который уходит глубоко под землю, говорит Шуйский.

40768257_2333290996687205_7612464352565657600_o (1).jpg

Артплей

Между Большим Сыромятническим переулком и Большим Полуярославским переулком трамвай заезжает в арку с надписью «Artplay». В девяностые на ней была иная, более кричащая надпись – «Help», что видно из кадров из кинофильма Павла Лунгина «Такси-блюз» 1990 года. Именно рядом с аркой на Полуярославском беспросветный невежа Шмаков ввязывается в конфликт с требующими довезти их до вокзала подростками.

40790406_2333291030020535_6812020020688715776_o.jpg

Тоннель в Басманном районе – это единственная трамвайная арка в Москве. И она скрывает под собой другую редкость – в этом месте находится единственное в Москве сплетение путей, которое позволяет машинисту не использовать стрелку при переезде на другую линию. Еще одно сплетение существовало у Ваганьковского путепровода, однако летом 2002 года его разобрали.

cb15eb9542dc7bfeee1103070082961401.jpeg

Дом Милиниса

В 1937 году для завода ЗИЛ был построен жилой дом на Велозаводской улице. Его архитектор Игнатий Милинис использовал практически однотипные градостроительные элементы, с которыми нужно было что-то сделать, чтобы избежать простоты и тривиальности. При этом денег на ампирную роскошь не было. Милинис вспомнил принципы конструктивизма, которыми руководствовался в начале 1930-х: он разделил два корпуса громадной прямоугольной аркой, говорит историк Наталья Леонова. Огромный проем сделал дом не похожим на стандартную жилую коробку. Динамику арки создает соотношение тонких и толстых колонн.

9082080567_432cc8056d_o.jpg

Казалось бы, что арка дома Милиниса чисто декоративная, однако в Советском Союзе ей находили применение – пустоту завешивали огромными плакатами со Сталиным, чтобы рабочие ЗИЛа помнили не только об опытах конструктивизма, но и о том, где живут.