Развитие городской среды формирует комфорт и энергию мегаполиса
Москва с ее климатическими особенностями под такие замеры попадает с оговорками. Скорее всего это актуально лишь для определенных времен года. Однако в последнее время столица демонстрирует огромные перемены в качестве городской среды. Это связано и с нормативами строительства, и с благоустройством, и с контролем за состоянием атмосферы, и с расширением парка экологически безопасного транспорта, и, конечно, наличием всей социальной инфраструктуры. Первым и наиболее впечатляющим для москвичей и туристов стало расширение пешеходной сети улиц города, реконструкция набережных, пере-
осмысление возможностей парков – с точки зрения превращения их не просто в зеленые зоны, а в места, где интересно проводить время людям разных возрастов. По многим проектам такого рода были разработаны методические указания и рекомендации. В процесс включились и инвесторы. Строя жилые комплексы, они начали внимательно относиться не только к внутренним, но и к прилегающим территориям. Например, набережные обустраивают совместно с городом – очищение рек и берегоукрепление выполняются силами Стройкомплекса, всю прилегающую к реке часть – прогулочные бульвары, спортивные зоны – благоустраивают девелоперы. Первым таким опытом стала набережная Марка Шагала. Сейчас в интернете можно найти путеводители по новым городским набережным. В их числе немало мест в самом центре города. Например, Раушская и Софийская, которые из проезжей части превратились в комфортабельные прогулочные пространства.
Выработан определенный алгоритм трансформации улиц. Тротуары расширяют, реконструируют ливневки, устанавливают опоры освещения, обновляют поверхности пешеходных путей, озеленяют территории, оснащают улично-дорожные сети пунктами проката самокатов и велосипедов, устанавливают подзарядки и терминалы оплаты. Благодаря соцопросам на портале «Активный гражданин» проводятся замеры уровня обеспокоенности населения теми и иными аспектами городской жизни. Так, разрабатывая транспортную стратегию развития, власти провели опрос 10 тыс. жителей. Выяснилось, что 69% опрошенных озабочены качеством воздуха. И это стало если не триггером, то одной из причин развития парка электротранспорта в Москве. С 2018 года замена дизельных автобусов электробусами позволила сократить выбросы углекислого газа почти на 80 тысяч тонн, а загрязняющих веществ – более чем на 540 тонн. По данным мэра, доля электробусов в парке наземного транспорта Москвы к 2028 году составит треть. Сейчас в Москве их уже больше 1,5 тыс.
Качество среды определяется и наличием архитектурных доминант, объектов, выполняющих роль визуальных магнитов. Такие проекты выносятся на архитектурные советы, где авторитетные зодчие высказывают свои пожелания и предложения о предстоящей застройке. Причем интересные сооружения обновляют лицо города и в центральной части, и в периферийных районах. Например, яркими образцами новой архитектуры стали БЦ «Земельный» и общественный центр «Зотов», объект бывшего хлебозавода, недалеко от метро «Улица 1905 года». В ходе реорганизации промзоны последний получил окружение в виде небоскребов-карандашей, взмывающих ввысь. У архитекторов, занимающихся проектами новых общественных и жилых зданий, стали популярны такие приемы внешних планировочных решений, как озелененные фасады, эксплуатируемые крыши, открытые террасы. Меняются подходы и к офисному строительству: сейчас наиболее востребованными у арендаторов считаются объекты, планировки которых включают значительные рекреационные пространства.
Быстро совершенствуется и развивается сеть социальных объектов, причем за счет не только их числа (что тоже важно), но и их качества – внешнего и внутреннего. Каждый район формируется по принципу 15-минутного города: именно такой подход обеспечивает горожанам максимальный комфорт повседневного проживания. Для западных экспертов нынешнее время – не самый удачный с точки зрения политики момент для признания быстрой и радикальной эволюции среды столицы РФ. Но еще пару лет назад такие оценки озвучивались. Например, в 2022 году ООН-Хабитат признала Москву одним из самых развитых и комфортных городов мира. Об этом напомнил участникам конференции «Ключевые векторы развития строительной отрасли в 2024 году» главный архитектор ГБУ «ГлавАПУ» Артем Дедков. Лидерство столицы, отметил он, было достигнуто и в критериях «уровень развития городской инфраструктуры» и «качество жизни». Столица стала первой среди европейских стран и третьей в общем результате.
«Критерии оценки учитывали качество жизни, равенство и социальную инклюзию, экологическую устойчивость, городское управление и законодательство, а также продуктивность экономики и развитие инфраструктуры. По 100-балльной шкале проанализировали 54 крупнейших города мира, из них были отобраны 29 мегаполисов, – объяснил Артем Дедков. – Нужно отметить, что каждый год экологическая ситуация в столице улучшается. Это происходит за счет высокотехнологичных экологичных производств, которые приходят на смену старым, модернизации и реорганизации очистных сооружений, внедрения экологичных видов транспорта. Кроме того, половину площади Москвы занимают зеленые зоны, и город делает все возможное, чтобы их сохранить и преумножить», – заключил он.