Речные такси на старте

Речные такси на старте

Речные такси на старте
Речные такси на старте
Водный транспорт должен быть интегрирован в единую городскую транспортную сеть Москвы

Всего год остался до запуска в Москве нового вида транспорта – водного. Первый маршрут движения речных трамваев пройдет от Киевского вокзала до Нижних Мневников, он будет включать семь остановок, проходя также через деловой квартал «Москва-Сити». Перспективы развития речного транспорта в Москве комментирует руководитель секции морского и речного транспорта экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству, депутат ГД Виктор Дерябкин.

– Недавно власти Москвы утвердили проект организации пассажирского движения по Москве-реке. Каковы, по вашему мнению, перспективы развития речного транспорта в Москве?

– Еще с начала 2000-х годов в Москве рассматривалось предложение пустить по реке водное такси или маршрутные катера. Предполагалось использовать речные автобусы на 20 пассажирских мест, но выяснилось, что для реализации проекта необходимо прежде просчитать логистические и экономические аспекты. Разовая поездка по реке намного дороже, чем на наземном городском транспорте. Кроме того, практически не созданы условия для быстрой пересадки пассажиров с речного на другие виды городского транспорта. Требуется также подготовить прибрежную инфраструктуру к безопасной посадке-высадке пассажиров. Нужен штат обученных дежурных, матросов, которые будут помогать причаливать судам. Ряд ограничений в судоходстве по Москве-реке связан с технологией работы шлюзов, необходимо оборудовать полноценные набережные и причалы, надо обоснованно размещать плавучие заправки, базы ремонта и техобслуживания судов. По подсчетам Минтранса России, пропускная способность Москвы-реки составляет 32 млн тонн. По воде перевозят в основном инертные грузы – песок, щебень, гравий. Для перевода большего количества инертных грузов на воду необходимы новые точки разгрузки.

– Какие проблемы при этом могут возникнуть?

– Предложения возобновить регулярные пассажирские перевозки по Москве-реке звучат давно, с каждым днем эта тема поднимается все чаще, но перспективы создания речного пассажирского транспорта в городе вызывают ряд вопросов. Первоочередная задача – создание комплекса объектов водного транспорта, привязка станций-портов посадки и высадки пассажиров на реке к основным пересадочным узлам на иные виды городского транспорта. Эта система должна быть всецело интегрирована в единую транспортную городскую сеть Москвы, что должно обуславливаться, в частности, наличием единых билетов на все виды городского транспорта. Проблемами, связанными с пассажирскими и грузовыми перевозками по столичным рекам, с 2015 года занимается ГУП «Мосгортранс». Правовое регулирование деятельности общественного городского транспорта находится в ведении города Москвы, поэтому очень важно создать нормативно-правовую базу в сфере речного городского транспорта на уровне субъекта РФ.

– Есть ли в России опыт организации пассажирского речного транспорта?

– По Москве-реке долгое время ходили речные трамваи, которые по большей части использовались туристами, а позже данный вид городского транспорта был вовсе ликвидирован. В Санкт-Петербурге курсировал водный общественный транспорт «Аквабус». Такой маршрут оказался не слишком популярным, скорее всего, это обусловлено более высокой, чем на других видах общественного транспорта, стоимостью – 100–190 рублей. В Нижнем Новгороде был внедрен пилотный проект по перевозкам пассажиров речным городским транспортом, однако решение о введении регулярного маршрута так и не было принято.

– А каков мировой опыт?

– В зарубежной практике есть ряд примеров включения водного транспорта в систему регулярных пассажирских перевозок. Например, в Амстердаме по единому проездному билету пассажиры могут воспользоваться услугами перевозок на паромах и речных трамваях. В Бангкоке речной транспорт по стоимости проезда сравним с автобусным и регулярно курсирует в соответствии с установленным расписанием. Паромный общественный транспорт работает в Гонконге и в Стамбуле. А в Венеции, к примеру, водный транспорт – единственный доступный способ перемещения по городу, рейсовые катера перевозят пассажиров по аналогии с метрополитеном в соответствии с формализованной схемой.

Вода и город

ЛОНДОН

Темза протекает через весь город, формируя его линейный центр. Это словосочетание в Лондоне актуально особенно – большинство туристических достопримечательностей расположено непосредственно на берегу: Тауэр, Вестминстерский дворец и проч. На реку ориентирован и транспортный каркас города – многие центральные станции метро располагаются недалеко от берега. Это позволило связать центр магистральными речными перевозками – суда вместимостью до тысячи человек курсируют через город, соединяя достопримечательности и пересадочные узлы. Они полностью интегрированы в систему городского транспорта, работают по единым тарифам и транспортным картам.

В начале 2000-х годов Лондон реализовал масштабную программу по вовлечению в город депрессивных территорий южного берега Темзы. Причем неблагополучными эти земли были столетиями, но именно здесь сегодня находятся знаменитые музеи и колесо обозрения. Здесь же расположены пирамидальный небоскреб The Shard и штаб-квартира Ми-6.

ПАРИЖ

Французская столица развивала прибрежные пространства без мегапроектов, медленно и методично. Здесь в полной мере развернулась болезнь всех крупных городов – всеобщая автомобилизация. Набережные в XX веке были превращены в магистрали, променады уничтожены.

Учитывая вспыльчивый нрав парижан и их любовь к массовым протестам, резко отказываться от автомобилей администрация города не могла. Чтобы открыть берега Сены для людей, пришлось идти на хитрость – постепенное закрытие дорог. Сначала на выходные для проведения массовых мероприятий, затем на все лето, потом постоянно, но без капитальных работ. Такие меры позволяли очень аккуратно изучать трафик – иногда организация пешеходной зоны действительно может привести к катастрофическим пробкам, и свежесозданный променад придется снова закатывать в асфальт.Так появилась интересная традиция: на набережной Жоржа Помпиду длиной 3,5 километра летом насыпают песок, ставят зонтики и шезлонги. Образуется полноценный городской пляж.

СТАМБУЛ

Вода в турецком мегаполисе формирует образ жизни горожан. Расположение города по разные стороны Босфора диктует большинство городских практик. Горожане добираются на работу на паромах, стрит-ритейл у берега живет свежепойманной рыбой, крупнейшие транспортно-пересадочные узлы интегрированы с паромными перевозками. При этом в Стамбуле не так много прогулочных зон на берегу. Набережная Кадыкёй в Стамбуле – пример того, как сделать общественное пространство интересным, не включая ни финансовый ресурс, ни фантазию. По большому счету на километровом участке берега нет ничего, кроме скамеек и небольшого озеленения. Однако укрепление берега крупными каменными глыбами пришлось по вкусу жителям и гостям города – камни облюбовали для пикников и фотосессий, прогулок и посиделок. Добавляют антуража знаменитые стамбульские кошки – их здесь очень много. Поток людей обеспечивает ТПУ Кадыкёй и туристический район Мода с одной стороны набережной. А камни и кошки делают пространство интересным.

Теги: #