С новой стройкой, с новым счастьем! - Московская перспектива

С новой стройкой, с новым счастьем!

С новой стройкой, с новым счастьем!
С новой стройкой, с новым счастьем!
Лучшие фильмы о строителях по версии «Московской перспективы»

Хорошо начинать новый год в свежепостроенном или только что отремонтированном доме. Правда, как известно, ремонт нельзя закончить, его можно лишь принудительно остановить. Новая комедия Артура Пинхасова «Новогодний ремонт» как раз об этом. Фильм будто возвращает нас во времена комедий Эльдара Рязанова – здесь и ностальгия, и юмор, похожий на рязановский, и это удивительно, потому что в наше время фильмов о строительстве и строителях снимается не много.

Но, похоже, киношники возвращаются к актуальной теме. Появились даже сериалы «Лилии для Лилии», «Стройка», «Близкие люди», которые вполне можно пересмотреть всей семьей, чтобы понять, как перестройка способна изменить жизнь героев. К тому же эти ленты позволяют убедиться, что проблемы обустройства, с которыми вы столкнулись, – ерунда по сравнению с перипетиями главных героев. Но, конечно, нельзя не вспомнить и старые добрые фильмы: «Высота», «Добровольцы», «Девушка без адреса», «Карьера Димы Горина», «Операция «Ы», «Я шагаю по Москве», «Москва слезам не верит».

Кто строил наше счастливое завтра

Это были фильмы о настоящих героях своего времени. А как их любили – и фильмы, и героев, и актеров! Пожалуй, самый любимый – Александр Демьяненко. Он сыграл в 113 фильмах, озвучил семь мультфильмов, дублировал 31 отечественную и 40 иностранных лент, но помнят его все по роли Шурика. На эту роль в «Операцию «Ы» пробовались и Евгений Жариков, и Андрей Миронов, и Александр Збруев, но никто из них не подошел, не смог преобразиться в очаровательного очкарика, постоянно попадающего в нелепые ситуации.

Действие новеллы «Напарник» происходит на крупной стройке жилого микрорайона. СМУ № 16 возводит пятиэтажки – те самые, которые сегодня попали под программу реновации. На стройке очень нужны рабочие руки. В ответ на запрос СМУ из отделения милиции привозят «добровольца» – верзилу, загремевшего на 15 суток за драку в автобусе. Дрался он, кстати, с интеллигентным студентом Шуриком, который подрабатывает на этой самой стройке. Теперь они напарники. «У вас тут несчастные случаи были?» – интересуется верзила. «Нет», – честно отвечает Шурик. – «Будут…» Наутро после премьеры «Операции «Ы» Демьяненко проснулся не просто знаменитым, а всенародно обожаемым. Картину в первый год проката посмотрели 70 миллионов зрителей. На следующую – «Кавказскую пленницу» – билеты купили уже почти 80 миллионов.

Высоцкий учился у монтажников

В фильме «Карьера Димы Горина» свою первую роль сыграл Владимир Высоцкий. Когда поэт рассказывал зрителям о своих киноролях, то всегда начинал с этого фильма. Вот отрывок из его выступления в строительно-дорожном институте: «В фильме «Карьера Димы Горина» мне предложили сниматься в роли монтажника-высотника Софрона. Были приятные минуты в этой картине. Во-первых, это все снималось в Карпатах, когда тянули высоковольтную линию электропередачи. Съемки были на большой высоте, на сорокаметровых опорах. Я в первый раз, когда туда залез, – а там ветер, страшно, – прицепился пистолетом страховочным и сказал, что теперь меня только с аварийной машиной можно снять. А монтажники – эти ребята, у которых мы учились хоть каким-то навыкам, просто как обезьяны. Диву даешься, как они по этим перекладинам-планкам без страховки бегают. Потом они делают такой трюк: опускают канат с сорока метров, чтобы не спускаться долго, просто прыгают по этому канату и в конце, тормозя руками в перчатках, чтобы не сжечь руки, они останавливаются внизу. Ну жутко, просто дух захватывает смотреть. Но в конце я тоже научился».

Не кочегары мы, не плотники

В картине «Высота» на строительстве доменной печи снимались, как и в «Карьере Димы Горина», эквилибристы стройки – монтажники-высотники. Они легко перебегали по каркасу будущего сооружения, не обращая внимания на высоту. Парни и девушки тут на равных – все в штанах, с масками для сварки. Но любовь никто не отменял. Обаятельный Коля (Николай Рыбников) и задиристая Катя (Инна Макарова) поначалу ссорились и не ладили. Но кончается все хорошо: монтажник и монтажница образуют новую ячейку общества. Фильм «Девушка без адреса» – вторая работа Эльдара Рязанова. Эта картина стала лидером проката 1958 года – ее посмотрели 36,5 млн зрителей. Актриса Светлана Карпинская, сыгравшая главную героиню, совсем не собиралась становиться актрисой. Она мечтала о карьере журналистки. Но фильм имел такой успех, что Карпинская передумала идти в журналистику и подала документы в ЛГИТМиК. За Рыбниковым же закрепилось амплуа «рабочего» парня, и вся страна запела песни его героев про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» и «не кочегары мы, не плотники».

В авиацию из метростроевцев

В театральный институт Петр Щербаков попал совершенно случайно: во время прогулки забежал в ГИТИС: «Пускай ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь». И он подошел. А подростком Петр Щербаков работал на ЗИЛе в конструкторском бюро штамповочно-механического цеха. Вечерами же учился в автомеханическом техникуме, но тогда уже театральный кружок заводского клуба был для него гораздо интереснее, чем диплом инженера.

Одна из несомненных творческих удач авторов фильма «Добровольцы» – это колоритный образ Славы Уфимцева. Роль молодого рабочего-метростроевца, без отрыва от производства, как тогда говорили, окончившего аэроклуб, а затем ставшего летчиком – героем Испании, убедительно и вдохновенно сыграл актер Петр Щербаков. Но этот образ – вовсе не плод творческой фантазии авторов фильма. В жизни у него был реальный прототип – метростроевец, курсант аэроклуба, студент рабфака Московского авиационного института Григорий Венгерский. В будни он работал на прокладке подземного пути, а по выходным «летел» в метростроевский аэроклуб, что в ту пору был самым крупным в столице. И дорога в большую авиацию для Гриши Венгерского началась со станции метро с символическим названием «Аэропорт». Он работал там землекопом, бетонщиком, изолировщиком.

Любопытно смотрится сегодня эпизод из «Добровольцев», когда главные герои (Михаил Ульянов и Элина Быстрицкая) идут гулять в парк «Сокольники». Точнее, добираются целый час на трамвае и расстраиваются, что придется ехать в компании вредной кондукторши, мечтая о том, чтобы побыстрее построили метро. А голос за кадром говорит: «Влюбленные завтрашнего поколения, как просто вам будет в «Сокольники» ездить. И новая юность поверит едва ли, что папы и мамы здесь тоже бывали».

Труд тяжелый, но благородный

Тося – одна из трех героинь фильма «Москва слезам не верит». С юных лет она работает на стройке в команде маляров. Ее амбиции не так грандиозны, как у подруг. Тосино обаяние неброское, но от ее улыбки окружающим становится хорошо и уютно. Пока Людмила и Катерина сражаются за свои места под московским солнцем, Антонина выходит замуж за хорошего и работящего строителя Колю, потом появляются дети, она заботится о старых родителях и вовсе не тяготится работой на стройке: труд этот тяжелый, но благородный.

Один из лучших фильмов своего времени о героическом труде коммуниста на одной из первых советских строек, получивший множество международных премий и наград, – «Коммунист», уже более поздний «Обратная связь», в котором рассказывается о бесхозяйственности, воровстве, интригах и других отрицательных сторонах советского строительного «бизнеса». Фильм наверняка заказной, тем не менее он интересен, потому что там потрясающе сыграли Олег Янковский, Людмила Гурченко, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Валентина Талызина, Наталья Гундарева. Вспоминается еще «Голубка», по сюжету которого выпускники МИСИ едут на стройку в Сибирь, и, конечно, там их ждут сложные жизненные испытания как в работе, так и в личной жизни. Здесь тоже очень яркий состав: Женю Голубеву (Голубку) играет Елена Проклова, ее друзей – Игорь Янковский, Анатолий Кузнецов, Петр Вельяминов и другие. Наконец, «Коней на переправе не меняют» – картина о том, как важно на стройке иметь грамотного начальника, а не того, кто бездумно выполняет чьи-то приказы. Так что тема фильма актуальна и сегодня.