Сергей Собянин открыл новый вестибюль на Белорусском вокзале

«Белорусский вокзал сегодня – один из самых напряженных транспортных узлов. Здесь самое интенсивное движение поездов – каждые 2,5 минуты приходят новые составы. Почему это происходит? Потому что здесь, помимо обычного движения поездов дальнего следования, как вы знаете, мы ввели Московские центральные диаметры – МЦД-1, МЦД-4. И это, конечно, потребовало переосмысления всей логистики и благоустройства территории Белорусского вокзала. Мы начинали с площади Белорусского вокзала, с продления трамвайной линии, которая зашла на площадь перед вокзалом. И здесь, конечно, значительно все изменилось. Сегодня это сделано по стандартам московских городских вокзалов: комфортная среда, вестибюли, подземные переходы. Я надеюсь, пассажирам, которые, прибывают сюда, а их десятки-десятки тысяч, будет комфортнее здесь пересаживаться на другие поезда, на метро и приезжать в город», – сказал столичный градоначальник на церемонии открытия.
Заместитель генерального директора РЖД Олег Тони сообщил, что в завершение этого этапа комплексной модернизации продолжается реконструкция Белорусского вокзала под поезда дальнего следования. «Все выполняются без остановки движения. Люди уже привыкли к уровню комфорта», – подчеркнул Олег Тони.
Новый пассажирский вестибюль позволит пассажирам первого и четвертого Московских центральных диаметров совершать комфортные пересадки с одного вида транспорта на другой. С открытием нового вестибюля обновление Белорусского вокзала в соответствии с современными стандартами московского транспорта полностью завершено.
Белорусский вокзал – один из старейших вокзалов и ключевых транспортных хабов центра Москвы, а также самый большой вокзал на МЦД-1 и МЦД-4. На площади Тверской Заставы пересекаются четыре линии рельсового каркаса мегаполиса:
– МЦД-1,
– МЦД-4,
– Кольцевая линия метро,
– Замоскворецкая линия метро.
Кроме того, здесь сосредоточены остановки 16 автобусных и двух трамвайных маршрутов города. На Белорусский вокзал приходят поезда дальнего следования и двухэтажные «Аэроэкспрессы», следующие в аэропорт Шереметьево. Это – крупнейший по площади московский городской вокзал на МЦД-1 и МЦД-4. Белорусский вокзал входит в пятерку самых больших по пассажиропотоку транспортных хабов Москвы. За сутки вокзалом пользуются свыше 130 тысяч человек.
Модернизация инфраструктуры Белорусского вокзала стала одним из самых сложных и объемных проектов создания Московских центральных диаметров. Работы здесь шли в стеснённых условиях городской застройки и осложнялись тем, что рядом находятся сразу несколько объектов культурного наследия:
– историческое здание Белорусского вокзала,
– дом Управления пароходства канала Москва-Волга,
– Тверской путепровод.
Вокзал модернизировали в несколько этапов:
В рамках первого в 2017 году прошло благоустройство площади Тверской Заставы. Здесь воссоздали исторический сквер, вернули памятник Максиму Горькому, построили разворотное кольцо и возродили трамвайное движение. Сегодня пассажиропоток трамваев у Белорусской составляет 1,5 тысяч пассажиров в сутки.
В ходе второго этапа в 2019 году открыли новый терминал для пригородных поездов Москва – Усово и экспрессов, что позволило высвободить транзитные пути для запуска движения по МЦД-1 «Белорусско-Савёловский».
Третий этап проходил в 2021-2024 годах. За это время специалисты провели масштабную реконструкцию пассажирской инфраструктуры Белорусского вокзала, причем сделали это без остановки движения поездов – с организацией реверсивного движения и временным изменением графика. Основные работы последнего этапа завершили в сентябре 2023 года – к запуску движения по МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». Была проведена реконструкция трёх пассажирских платформ, на которых установили навесы на всю длину для защиты от осадков и автоматы по продаже билетов.
Последним этапом реконструкции инфраструктуры Белорусского вокзала стало завершение работ в пассажирском вестибюле. Общая площадь новой пассажирской инфраструктуры, включающей интеграционный вестибюль, северный вестибюль и подземный пешеходный переход, составила 1,6 тысяч «квадратов».
Вестибюль построили на месте старого небольшого турникетного павильона, пропускная способность которого не соответствовала возросшему пассажиропотоку МЦД-1 и МЦД-4. В новом здании установлены 17 турникетов, что позволит пассажирам даже в часы пик не стоять в очереди для прохода к поездам.
Подземный переход связал все три платформы, спуски-подъёмы оборудованы лифтами и эскалаторами, а также понятной навигацией, с помощью которой пассажиры без труда найдут выход к поездам МЦД-1, МЦД-4 и «Аэроэкспресс». В результате пересадка между МЦД-1 и МЦД-4 теперь организована полностью в закрытом контуре и стала быстрее в 3 раза.
Сокращён путь от станций МЦД до метро. Раньше, чтобы попасть на «Белорусскую» Замоскворецкой линии, нужно было пройти через здание Белорусского вокзала с досмотром личных вещей или идти в обход через арку, огибая вокзал. С открытием нового прохода теперь можно выйти к метро прямо с платформы «На Железнодорожную» МЦД-4, минуя зону досмотра.
В рамках проекта восстановили исторический выход на платформы с Тверского путепровода, по которому пассажиры могут пройти на Ленинградский проспект и 1-ю Тверскую-Ямскую улицу.
Обновлённая инфраструктура Белорусского вокзала имеет необходимый запас пропускной способности. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток транспортного узла увеличится на 10% и превысит 143 тысяч человек в сутки.
Что сделают для развития Московских центральных диаметров в 2024 году
Всего планируется построить и реконструировать восемь объектов пассажирской инфраструктуры:
– новый московский городской вокзал Митьково МЦД-3;
– реконструированный московский городской вокзал Щербинка МЦД-2;
– новый вестибюль на Белорусском вокзале, который обеспечит интеграцию МЦД-1 с МЦД-4 (работы завершены 6 февраля 2024 г.);
– северный вестибюль станции Тестовская МЦД-4 – с выходом к Мукомольному проезду и району Большого Сити;
– уникальное пролётное строение, которое завершит интеграцию станции Кутузовская МЦД-4 с метрополитеном;
– новый вестибюль станции Деловой центр, который обеспечит интеграцию МЦК с МЦД-4;
– южный вестибюль московского городского вокзала Лианозово МЦД-1;
– дополнительный вестибюль (надземный переход) через улицу Ленина в составе московского городского вокзала Зеленоград-Крюково МЦД-3.
Ежедневно инфраструктурой этих объектов будут пользоваться более 250 тыс. жителей Москвы и Московской области.
Как строили Московские центральные диаметры
Московские центральные диаметры – это новый формат общественного транспорта, который можно назвать наземным метро. Это сквозные маршруты пригородных электричек, курсирующие через центр с короткими перерывами, почти как в подземке. Интервал движения поездов в часы пик составляет 5-6 минут. МЦД позволяет экономить до 50% времени при поездках по городу. Сегодня сеть МЦД включает четыре диаметра – это 303 км и 136 станций, среди которых 49 московских городских вокзалов. Пассажиров перевозят 398 поездов, 78% из которых – современный подвижной состав (D1 – 100%, D2 – 100%, D3 – 70%, D4 – 53%). Ежедневно пассажиры совершают до 1,3 млн поездок (D1 – 270 тыс., D2 – 350 тыс., D3 – 400 тыс., D4 – 230 тыс.). А всего с момента запуска на МЦД было выполнено свыше 725 млн поездок, в том числе более 387 млн поездок в 2023 году.
Первые два диаметра, соединяющие Одинцово и Лобню, а также Подольск и Нахабино, были запущены в ноябре 2019 года. Для их запуска город достроил недостающие связи между теми вокзалами и ж/д направлениями, которые раньше вообще не пересекались. Благодаря МЦД скорость перемещения из одного конца столицы в другой увеличилась в два раза и занимает меньше часа без пересадок. А расстояние от одного конца МКАД до другого можно преодолеть менее чем за 40 минут. Открытие МЦД-1 улучшило транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы. Столица стала ближе для жителей подмосковных Лобни, Долгопрудного, Одинцово и других близлежащих населённых пунктов. В результате запуска МЦД-1 снизилась нагрузка на северный участок Серпуховско-Тимирязевской, западный участок Арбатско-Покровской, северо-западный участок Таганско-Краснопресненской и Филёвскую линию метро.
В августе прошлого года в столице запустили третий Московский центральный диаметр. Он связал Зеленоград и Раменское. До запуска МЦД-3 подобного маршрута в Москве попросту не существовало – для поездки с юго-востока на северо-запад города пассажиры должны были сделать пересадку с Казанского на Ленинградский вокзал, либо на метро. «Для соединения этих двух ж/д направлений провели беспрецедентные по своему масштабу работы. Например, инфраструктуру центрального участка третьего диаметра фактически создали с нуля. Заново построили Митьковскую соединительную ветвь и другие крупные искусственные сооружения, объекты инфраструктуры», – сказал Сергей Собянин на церемонии открытия. Протяженность МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» составляет 85 км. На линии расположились 38 станций, а позже откроются еще три: Малино, Рижская и Митьково. Пассажиры могут сделать 21 пересадку на метро, в т.ч. БКЛ, а также на МЦК и другие диаметры.
Спустя всего месяц – в сентябре прошлого года, запустили и четвертый Московский центральный диаметр. Для его открытия необходимо было связать между собой два отдельных направления МЖД – Киевское и Горьковское. До создания МЦД-4 Калужского-Киевское и Курское направления железной дороги доходили лишь до Киевского вокзала и Курского вокзалов. Это были две тупиковых ветки, поезда на которых следовали медленно, доходили до тупиков, потом разворачивались и следовали обратно. Для запуска нового диаметра проложили 100 км новых путей и еще 50 реконструировали. Построили десятки инженерных сооружений: мосты, эстакады, тоннели, чтобы запустить весь этот механизм.
Также для запуска четвертого диаметра построили 24 станции, которые стали новыми московскими вокзалами. «Это не просто станция, не просто платформа, а полноценный вокзал, интегрированный с другими видами транспорта. МЦД на сегодняшний день самый интегрированный для метро и других видов транспорта. 38 интеграций с метро, железными дорогами, МЦК и так далее. Вот такой проект получился. Мы объединили семь московских вокзалов: Белорусский, Савеловский, Рижский, Ленинградский, Ярославкий, Казанский, Курский вокзалы», – сказал Сергей Собянин.
МЦД-4 стал самым протяженным диаметром, его длина составляет 86 километров. Он проходит сквозным маршрутом с запада на восток через всю столицу и связывает подмосковные города Апрелевку и Балашиху в районе станции Железнодорожной. На момент запуска на ветке расположены 36 остановок. На МЦД-4 38 вариантов пересадок на метро, МЦК и другие диаметры. Этот диаметр связал семь центральных железнодорожных вокзалов столицы:
– Курский,
– Ярославский,
– Казанский,
– Ленинградский,
– Савеловский,
– Рижский,
– Белорусский.
Благодаря строительству двух дополнительных главных путей на Калужском направлении время в пути «Аэроэкспресса» до аэропорта Внуково от Киевского вокзала сократилось до 33 минут вместо 35-40, а от Аминьевской до 23 минут (вместо 25-30 минут). Открытие МЦД-4 улучшило транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы. Столица стала ближе для жителей подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного (Балашиха) и других близлежащих населённых пунктов. За счёт перераспределения пассажиропотоков разгружены участки Кольцевой, Калининской, Солнцевской и ряда других линий московского метро, а также вылетные магистрали – Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, шоссе Энтузиастов.
В перспективе планируется запуск Пятого диаметра «Ярославско-Павелецкий». Он соединит подмосковные города Пушкино и Щелково на севере и Домодедово на юге. Протяженность диаметра составит 89 км, на нем расположатся 39 станций. Планируется, что центральная часть МЦД-5 будет подземной, с пересадками на станции метро. Предполагается, что пятым диаметром будут пользоваться до 603 тыс. пассажиров в сутки.
Фото – mos.ru и stroi.mos.ru. Инфографика – mcd.mosmetro.ru