Какие павильоны ВДНХ сейчас воссоздают реставраторы
В ходе работ специалисты стараются сохранить подлинные элементы конструкций и декора, а утраченные восстанавливают, используя для этого архивные чертежи и записи, фотографии и современные технологии. «Среди возрождаемых – историчес-
кие павильоны, фонтаны, знаковые скульптуры и памятники, ландшафтные объекты. Сейчас ведем работы на шести объектах культурного наследия», – написал мэр Москвы Сергей Собянин в соцсетях.
В частности, в павильоне № 67 «Карелия», известном также как «Советская печать», завершаются ремонтно-реставрационные работы, которые начались чуть больше года назад. Построенный в 1954 году по проекту 25 летнего архитектора Фарида Рехмукова, этот павильон с непростой судьбой. Он стал одним из трех на территории выставки, во внешнем убранстве которых присутствуют деревянные элементы.
«Резной фронтон фасада и резной декор здания – основная ценность данного павильона», – сообщил заместитель генерального директора ВДНХ Александр Тарасов. На минувшей неделе, по его словам, после реставрации на исторические места возвратились деревянные скульптуры. «Фигуры полностью соответствуют изначальному облику и на 90% состоят из подлинного материала, то есть объем декомпоновок минимален. Это была одна из главных сложностей работ – сохранить их такими, какими они были 70 лет назад при открытии павильона», – пояснил Александр Тарасов.
Близится к завершению и восстановление павильона № 8 «Юные натуралисты». Воссоздано терраццо, которое использовалось для отделки центральной части стилобата при строительстве. Это цветное бетонное покрытие с добавлением разнообразного заполнителя. После шлифовки оно становится зеркально гладким, а цветные вкрапления сверкают и переливаются.
Главный вход павильона вновь украшает изящная колоннада. Одну часть ее лепного декора воссоздали в соответствии с архивными данными, а другую бережно отреставрировали. Также на свои места у входа вернулись четыре бронзовых бюста пионеров – героев Великой Отечественной войны, которые были одной из визитных карточек здания. Отреставрированы массивная деревянная входная дверь и исторический паркет из дуба и лиственницы. Как и прежде, вводный зал павильона украшают гипсовые барельефы на стенах: «Пионерская организация в школе», «Политехническое обучение в школе», «Урок в классе», «Дворец пионеров», «Отдых детей в СССР». Теперь это единственный павильон на выставке с подобным декором.
Павильон № 6, построенный в 1954 году, изначально представлял Литовскую ССР, затем сменил экспозицию и стал называться «Химия». Летом 2017 года, когда только началась его реставрация, на его фасадах обнаружили скрытые за кирпичной кладкой барельефы. Находка и ее хорошая сохранность стали настоящим подарком для реставраторов. Кроме того, в ходе работ на крышу павильона вернули историческую скульптуру «Колхозник и колхозница с гербом Литовской ССР». «Команда специалистов-реставраторов трудится над тем, чтобы вернуть павильону «Химия» первоначальный облик. Работы вышли на финишный этап», – заверил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
В здании начался монтаж воссозданных уникальных витражей с растительным орнаментом. Каждый из них включает в себя больше 300 разноцветных стеклянных деталей. Завершить основной объем работ на объекте планируется до конца года, а откроют павильон уже в следующем.
Реставрация проходит и в одном из самых экзотичных строений ВДНХ – павильоне № 35 «Главтабак». Специалисты по архивным документам восстанавливают керамический декор здания и шпиль с эмблемой павильона. Ведется реставрация и реконструкция ресторана «Золотой колос» – павильона № 284. Трехэтажное здание построено 68 лет назад в западной части ВДНХ, на берегу 3 го Каменского пруда. Популярность этого легендарного советского заведения общепита достигла своего пика в 1970 е годы. «Золотой колос» посещали отечественные знаменитости и иностранные гости. Здание сочетает в себе элементы довоенной архитектуры и сталинского ампира. В будущем здесь снова планируют открыть ресторан. Работы ведутся и в павильоне № 518 – не менее популярном когда то кафе «Лето». Благодаря просторной открытой веранде и боковым галереям второго яруса его силуэт кажется легким и воздушным, даже несмотря на большую площадь. Павильону тоже вернут исторический вид в соответствии с архивными документами.