Синергетический эффект

Синергетический эффект

Синергетический эффект
Синергетический эффект
В 2010 году Сергей Собянин поставил перед своей командой задачу сделать Москву городом, удобным для жизни и комфортным для москвичей. Для этого потребовались кардинальные изменения во всех сферах, прежде всего в градостроительной политике. За 11 лет в столице построили 100 станций метро и более 1000 км новых дорог, портфель уникальных проектов пополнился такими объектами, как МЦК, МДЦ, хордовое кольцо и Большая кольцевая линия метро. Несмотря на периодические подъемы заболеваемости, Москва успешно справляется с последствиями коронавирусного кризиса и уверенно смотрит в будущее: по итогам года экономика города вырастет, по прогнозам, на 4,2%, а общий объем инвестиций достигнет колоссальной суммы, вплотную приблизившись к 4 трлн руб.

Мэр Москвы Сергей Собянин не любит говорить о своих достижениях. «Для меня было важно запустить изменения не в одной сфере, а во всех сразу. А о результатах должны судить москвичи», – сказал градоначальник в одном из интервью и отметил, что цель всех изменений – сделать город удобным и комфортным для работы и жизни. Эта идеология была определяющей и при запуске программы реновации жилого фонда, когда город взял на себя обязательства строить не просто дома, а современные кварталы со всей необходимой их будущим жителям инфраструктурой. И при благоустройстве улиц, благодаря которому не только в центре, но и в удаленных районах появились широкие тротуары, велосипедные дорожки и качественные общественные пространства. А главное – при реализации транспортных проектов. Ведь как ни крути, основной проблемой Москвы 11 лет назад была именно транспортная доступность: ежедневно город сковывали гигантские пробки, а москвичи были вынуждены проводить в дороге значительную часть своего времени.

За минувшие годы в этой сфере сделали особенно много: Сергей Собянин сразу решил, что две трети городских инвестиций будут на постоянной основе вкладываться в развитие транспортной инфраструктуры. Если раньше у горожан было только два доступных вида транспорта – наземный и метро (причем последнее далеко не у всех), то сейчас благодаря строительству МЦК и МДЦ выбор маршрутов значительно расширился. А количество людей, проживающих в непосредственной близости от станции скоростной транспортной системы, выросло на 4 млн человек.

Сергей Собянин вспомнил, как десять лет назад он обсуждал проект МЦК с руководством РЖД: «Мало кто верил, что пассажирское движение будет реализовано. В ведомствах говорили, что если вы дадите деньги, то и мы дадим, но вы никогда не дадите. Мы авансом в уставной капитал совместного предприятия сразу вложили 3,5 млрд руб. Железнодорожникам деваться было некуда». Успех МЦК оказался ошеломляющим – вместо прогнозируемых 250 тыс. человек в сутки уже через два года кольцо перевозило 500 тыс. Следующий проект, предусматривающий использование железнодорожной инфраструктуры, МЦД, удалось согласовать быстрее. «Я просто верил в эту идею и понимал, что это стратегически правильно», – сказал мэр. МЦК и два пилотных МЦД – это 186 км путей и 91 станция. Но главное – это возможность для горожан более эффективно планировать свои маршруты и тратить меньше времени на дорогу: все станции МЦК и 20 станций МЦД – пересадочные. Только железнодорожное кольцо дает пассажирам 350 вариантов передвижения по городу.

Не менее грандиозный проект реализуется по инициативе Сергея Собянина в столичной подземке. Хотя идея создания Большой кольцевой линии (БКЛ) появилась еще в 1985 году, но только спустя 25 лет удалось найти ресурсы, а главное – политическую волю, чтобы приступить к этой стройке века. По масштабам БКЛ, длина которой составит 70 км, должна стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона – пекинскую подземку. «Когда мы запустим все кольцо, это, конечно, даст огромный синергетический эффект: снизятся нагрузки на радиальные направления, на улично-дорожную сеть, в целом в метрополитене будет совершенно другая ситуация», – отметил градоначальник. В этом году на БКЛ ожидается запуск сразу 10 станций – уникальный случай в истории мирового метростроения.

Сергей Собянин называет МЦК и БКЛ двумя сердцами транспортной системы Москвы. Но сердце не может работать без артерий и кровеносных сосудов, каковыми являются магистрали и улицы города. За 11 лет столичная УДС пополнилась 1033 км дорог и 297 искусственными сооружениями – тоннелями, эстакадами и мостами. В кратчайшие сроки были реализованы такие крупные проекты, как реконструкция вылетных шоссе и устаревших развязок на МКАД. Сейчас основные усилия властей сосредоточены на создании системы новых хордовых магистралей (СЗХ, СВХ, ЮВХ и Южной рокады), которая позволит улучшить транспортную доступность 73 районов Москвы, включая десятки кварталов, входящих в программу реновации.

 

«Другого такого проекта в Москве, скорее всего, уже не будет», – полагает мэр. Хорды дадут 20–25% разгрузки всей транспортной системы мегаполиса, существенно повлияют на тайминг и экологическую ситуацию в мегаполисе.

Примечательно, что реализация крупных строительных проектов не останавливалась даже в период кризисов, которых за время нахождения Сергея Собянина в кресле градоначальника было уже два – в 2014-м и в прошлом году. Особенно сложным и непредсказуемым оказался кризис, вызванный пандемией коронавируса, начавшийся весной прошлого года. Разница между расходами, многие из которых оказались непредвиденными, и доходами составила 600 млрд руб. Но даже при дефиците бюджета мэрия не остановила программы, связанные с развитием города. Строительство объектов здравоохранения и транспортной инфраструктуры продолжалось в том числе во время локдауна. А сейчас все программы – реновация, развитие метро, дорог, благоустройство, развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта продолжаются в полном объеме. «Это аксиома ведения городского хозяйства и восстановления экономики. Нужно вкладывать. Если ты перестаешь вкладывать в город, перестают вкладывать инвесторы, тогда экономика начинает по спирали идти вниз», – объяснил градоначальник. Благодаря выверенным действиям столичных властей городская экономика не только осталась на плаву, но и пошла в рост. Она уже вышла на уровень докризисного 2019 года, а по большинству показателей даже превзошла его. При этом мэрия продолжает оказывать помощь наиболее пострадавшим отраслям, малому и среднему бизнесу: выдаются субсидии под кредитные программы, перекредитование, новые кредиты. «Но самая главная мера поддержки бизнеса – дать возможность работать, минимально вводить ограничения, что мы и делаем», – подчеркнул Сергей Собянин.

Власти рассчитывают, что по итогам года ВРП Москвы вырастет на 4,2%, а общий объем инвестиций на 4,8%, достигнув колоссальной суммы 3,9–4 трлн руб. Благодаря восстановлению деловой активности уровень безработицы вернется на естественный для города уровень – 0,5%. В среднесрочной перспективе в мегаполисе ожидается устойчивый рост экономики, инвестиций и доходов от трудовой деятельности. Основными драйверами роста станут промышленность, торговля, малый и средний бизнес, а главное – строительство. Новая Адресная инвестиционная программа (АИП) сохраняет приверженность принципам градостроительной политики, утвержденным 11 лет назад, и продолжает курс на реализацию главной задачи, поставленной Сергеем Собяниным:  сделать Москву удобной и комфортной для жизни. (Подробнее об АИП – на стр. 8–9.)

В 2022–2024 годах планируется построить свыше 700 городских объектов. Будет полностью завершено строительство БКЛ, на карте метро появится Троицкая линия, а в целом подземка прирастет 58,5 км путей и 25 новыми станциями. Закончится и крупнейший дорожный проект – в предстоящую трехлетку в эксплуатацию введут оставшиеся хорды и Южную рокаду. Для переселенцев по программе реновации будет построено 5 млн кв. метров жилья, а для всех москвичей – более 200 социальных объектов. Продолжится масштабная программа реконструкции поликлиник и реализация уникальных проектов, которые со временем станут новой визитной карточкой Москвы, таких как строительство Национального космического центра и развитие Мнёвниковской поймы.

Теги: #