Сначала был треугольник - Московская перспектива

Сначала был треугольник

Сначала был треугольник
Сначала был треугольник Фото: archplatforma.ru
Сохранившиеся объекты авангардистов обретают новую жизнь

Мосгорнаследие сообщило о старте очередного проекта реставрации — восстановлении самого раннего из сохранившихся объектов архитектора Константина Мельникова. «Московская перспектива» уже сообщала, что недавно такое решение было вынесено в отношении его дома-«фары» в Лефортове. Новый проект связан с объектом в Красносельском районе.

Трехэтажное здание в форме треугольника с обрезанным углом является ярким образцом советского конструктивизма 1920-1930-х годов. Строилось оно как контора Новосухаревского рынка в Красносельском районе. Заказ на проект Мельников получил в 1924 году, когда старый стихийный Сухаревский рынок решили закрыть. Для торговли выделили другой участок — на пустыре между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садовой-Сухаревской улицами.

Архитектор предложил проект планировки торговых рядов, расходящихся лучами от центра площадки к ее краям. Сначала он хотел сделать контору рынка круглой формы. 

Но когда родилась идея «лучей», то свой первоначальный замысел Мельников переосмыслил и разработал проект треугольного здания со скошенным углом. 

На первом его этаже работал трактир, верхние этажи занимали служебные помещения. Сами торговые ряды представляли собой деревянные павильоны с витринами на обе стороны.

Новосухаревский рынок успешно проработал до 1930 года, а потом сменил свою функцию. Там стали размещаться автомастерские и гаражи. Сейчас здание занимают офисы. «Благодаря» ремонтным работам, проходившим по этому адресу неоднократно, здание утратило свои первозданные черты. Плоская кровля стала скатной, стены перекрашены в другие цвета. На некоторых окнах старые рамы заменили стеклопакетами. Лестницу, ведущую на веранду, замуровали. Оригинальные двери за прошедшие годы были полностью утрачены. Хотя некоторые фирменные знаки стиля этого архитектора сохранились, например, круглое окно в виде иллюминатора.

Глава департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов рассказал, что предстоит выполнить реставраторам. Проект будет выполняться исходя из того исторического облика, который сформировался к 1930-м годам. Мастера станут ориентироваться на фотографии, оставшиеся с того времени. Они сохранили внешний вид деревянных переплетов окон, такими они и станут в результате реставрации. На здании появится металлический колпак дымовой трубы и металлическое ограждение по периметру кровли. Технологические исследования показали, какими были фасады. Как выяснилось, они были светло-серыми и красно-коричневыми, а не желтыми, как сейчас. Само здание было построено из кирпича. Частичные его утраты восстановят. По старым фото воссоздадут даже уличный фонарь.

Как показывает практика, интерес к русскому авангарду со стороны мирового архитектурного сообщества не иссякает. Именно поэтому стиль московского стенда, представленного недавно в рамках международной выставки Denkmal в Лейпциге, посвященной вопросам охраны архитектурного наследия, был оформлен в виде столичного Дома Наркомфина, его полосатого светлого фасада.

Известный объект архитектора Моисея Гинзбурга сейчас проходит процесс реконструкции. Как объясняют в департаменте культурного наследия, московская экспозиция была созвучна теме первого семинара-практикума. На нем шла речь о проблемах реставрации и концепции развития советских памятников архитектуры 1920-1930-х годов ХХ века.

С конструктивизмом связано и одно интересное открытие, сделанное недавно специалистами Государственной Третьяковской галереи. Установлено имя автора сетчатой колонны на ВДНХ, воздвигнутой некогда возле павильона «Рыболовство», — это художник-супрематист, конструктор, архитектор Эль Лисицкий. До настоящего времени считалось, что он является автором лишь одного архитектурного сооружения в Москве — типографии журнала «Огонек». Сетчатая колонна Лисицкого напоминала рыболовный садок, а венчала колонну рыба, которая выполняла роль флюгера. Остроумная идея была реализована для объекта, выполнявшего самые утилитарные функции — конструкции для размещения рекламы. Колонна сохранилась, но ее внешний вид сильно изменился. А располагалась она все последние годы на задворках ВДНХ. Сейчас решается вопрос ее восстановления в первоначальном виде.