Собянин дал старт строительству тоннеля на Рублево-Архангельской линии метро
На новой линии Московского метрополитена начался этап прокладки тоннеля, который соединит эти две станции. «Строительство Рублево-Архангельской линии метро продвигается быстрыми темпами. Мы приступаем к важному этапу – проходке 10-метрового тоннелепроходческого щита на участке от “Бульвара Генерала Карбышева” до “Серебряного Бора”. Этот участок, который также охватывает район реновации, станет популярным: планируется, что ежедневно станцию будут использовать более 24 тысяч пассажиров», — подчеркнул мэр Москвы.
Проходка тоннеля осуществляется с помощью комплекса ТПМК «Лилия», который должен преодолеть 850 метров за пять месяцев, проходя ежедневно по пять-шесть метров. Использование 10-метрового щита позволяет создавать единый тоннель вместо двух параллельных, что снижает сроки и расходы на строительство, а также обеспечивает удобство эксплуатации. Сергей Собянин отметил, что такие щиты хорошо зарекомендовали себя при строительстве других участков метро, включая восточный и западный сегменты Большой кольцевой линии, а также участок Некрасовской линии от «Окской» до «Косино».
Рублево-Архангельская линия метро: новая ветка для северо-запада Москвы
Суммарная протяженность Рублево-Архангельской линии составит 22,6 километра, а на ее маршруте появится 10 станций. Линия пройдет от «Москва-Сити» до микрорайона Рублево-Архангельское за пределами МКАД и будет связана пересадками с Московским центральным кольцом (МЦК) и другими линиями метро, включая Солнцевскую, Филевскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую. На перспективу запланировано продление линии еще на пять километров и добавление станций «Красногорск» и «Изумрудные холмы». Для обслуживания поездов будет построено депо «Ильинское».
Первыми станциями линии стали «Деловой центр» и «Шелепиха», открытые в 2018 году в составе БКЛ. В 2021 году началось строительство первого и второго пусковых комплексов, которые включают шесть станций на 12,7-километровом отрезке от «Шелепихи» до «Липовой рощи». Среди этих станций:
- «Звенигородская», расположенная на пересечении улицы Шеногина и Шелепихинского шоссе;
- «Народное Ополчение», пересадочная на одноименную станцию БКЛ, возле проспекта Маршала Жукова;
- «Бульвар Генерала Карбышева» вдоль улицы Маршала Тухачевского;
- «Серебряный Бор» вблизи Живописной улицы;
- «Строгино», пересадочная на Арбатско-Покровскую линию, вдоль Строгинского бульвара;
- «Липовая роща» вдоль МКАД в Московской области, неподалеку от Новорижского шоссе.
Проходка правого тоннеля на участке «Шелепиха» — «Звенигородская» была начата ТПМК «София» в сентябре 2024 года. Завершить левый тоннель запланировано в 2025 году. Строительство всего комплекса перегонных тоннелей для Рублево-Архангельской линии на этом участке также рассчитано на 2025–2026 годы.
Летом 2024 года Правительство Москвы утвердило планировку третьего пускового комплекса Рублево-Архангельской линии, охватывающего 6 километров от «Липовой рощи» до «Ильинской». Этот участок будет включать две станции:
- «Рублево-Архангельское» в микрорайоне с таким же названием в Кунцеве;
- «Ильинская» в Красногорске, недалеко от Ильинского шоссе и Новорижского шоссе.
Запуск Рублево-Архангельской линии поможет улучшить транспортное обслуживание для миллиона жителей семи московских районов, включая Пресненский, Дорогомилово, Филевский Парк, Щукино, Строгино, Хорошево-Мневники и Кунцево. Линия упростит доступ к новым кварталам, застроенным по программе реновации, и комплексам, создающим единую городскую среду. Горожане также получат более быстрый доступ к району «СберСити» и местам отдыха в Строгино. Кроме того, это решение снизит нагрузку на Арбатско-Покровскую и Таганско-Краснопресненскую линии, а также сократит интенсивность движения транспорта на Московском скоростном диаметре и Звенигородском, Новорижском и Рублевском шоссе.
Станция «Бульвар Генерала Карбышева»
Будущая станция «Бульвар Генерала Карбышева» расположена в районе Хорошево-Мневники и имеет два вестибюля, соединенных с улицей Маршала Тухачевского и бульваром Генерала Карбышева. К 2030 году население в этом районе достигнет 120 тысяч человек, и жители смогут легко добираться до центра и западных районов города. Например, поездка от улицы Маршала Тухачевского до станции «Народное Ополчение» сократится с 24 до четырех минут, а до станции «Строгино» – в 3,5 раза. По прогнозам, пассажиропоток станции составит 24 тысячи человек в день, к 2030 году этот показатель увеличится до 26 тысяч.
На станции предусмотрены удобства для пассажиров, такие как турникеты с оплатой банковской картой и по биометрии, автоматы для продажи билетов и система навигации в едином стиле. Строительные работы на станции идут активно: на данный момент завершено 26% общего объема работ.
Программа развития метро Москвы
С 2011 года Правительство Москвы осуществило строительство и реконструкцию более 249 километров линий, 119 станций, четырех дополнительных вестибюлей и 12 электродепо. Совместно с ОАО «Российские железные дороги» также введены линии первого, второго, третьего и четвертого Московских центральных диаметров (МЦД) с 303 километрами путей и 137 станциями.
Наиболее значимые проекты включают:
- Люблинско-Дмитровская линия с 12 новыми станциями;
- Солнцевская линия от «Делового центра» до «Аэропорта Внуково»;
- Сокольническая линия от «Юго-Западной» до «Потапово»;
- Бутовская линия с двумя новыми станциями;
- 31 станция на Большой кольцевой линии;
- Троицкая линия с четырьмя станциями от «Новаторской» до «Тютчевской».