Станция «ЗИЛ» Троицкой линии метро откроется в следующем году

Мэр Москвы Сергей Собянин отметил важность нового транспортного узла, который соединит станции МЦК, Троицкой линии метро и будущей Бирюлевской линии. По его словам, это позволит улучшить транспортное сообщение для огромной территории, которая активно застраивается жилыми и деловыми кварталами, а также обеспечит комфортную пересадку для пассажиров из Новой Москвы и прилегающих районов, направляющихся к МЦК.
Концепция развития района ЗИЛ
Территория бывшей промзоны «ЗИЛ» располагается в Даниловском районе между проспектом Андропова, Автозаводской улицей и Симоновской набережной. Концепция трансформации этого района, получившая название «Полуостров ЗИЛ», предусматривает создание нового городского пространства с жилыми и деловыми кварталами, объектами социальной инфраструктуры, спортивными и развлекательными зонами, в том числе кластером «Парк Легенд». Активно возводится транспортная инфраструктура и благоустраиваются прилегающие территории, включая набережные Москвы-реки. Общая площадь застройки составит 8,5 миллиона квадратных метров, из которых 5,9 миллиона придутся на недвижимость на территории бывшей промзоны.
Станция метро «ЗИЛ»: новый транспортный узел
До 2015 года транспортное сообщение района ЗИЛ было обеспечено лишь станцией «Автозаводская» Замоскворецкой линии. В декабре 2015 года открыли станцию «Технопарк», а осенью 2016 года заработало Московское центральное кольцо (МЦК) с двумя станциями — «Автозаводская» и «ЗИЛ», что расширило транспортную доступность района. На основе станции МЦК «ЗИЛ» был организован крупный транспортный узел с пассажирским терминалом, надземными переходами, остановками для наземного транспорта и автобусной разворотной площадкой.
В конце 2021 года началось строительство станции метро «ЗИЛ» Троицкой линии, которая расположится вдоль МЦК у пересечения с проспектом Лихачева. Станция будет конечной, а пассажиры смогут пересаживаться здесь на одноименные станции МЦК и Бирюлевской линии метро в будущем. Формирование городского вокзала планируется завершить к 2028 году, что существенно улучшит транспортное сообщение для более чем 24 тысяч человек, работающих и проживающих в районе, с возможностью удвоения числа пользователей станции.
С запуском станции «ЗИЛ» этот район станет ещё привлекательнее как для проживания, так и для бизнеса. По прогнозам, к 2025 году в пешей доступности от новой станции метро будет проживать свыше 35 тысяч человек, а к 2030 году их число возрастет до более чем 50 тысяч. Это обеспечит жителям разнообразные маршруты для поездок по городу и значительно сократит время в пути: например, дорога до станции «Новаторская» БКЛ сократится более чем в два раза.
Прогнозы по пассажиропотоку
Предполагается, что при открытии станции «ЗИЛ» пассажиропоток городского вокзала, включающего метро и МЦК, составит около 17 тысяч человек в сутки. В дальнейшем, по мере увеличения количества жилых комплексов и новых рабочих мест, пассажиропоток возрастёт до 35 тысяч человек в день, а к 2030 году — до 48 тысяч человек ежедневно. Первый вестибюль станции будет вести к улице Лисицкого, проспекту Лихачева, парку «Тюфелева роща» и остановкам наземного транспорта. Путь пешком до парка от станции займёт всего около минуты, а второй вестибюль будет интегрирован с Бирюлевской линией метро, что повысит комфорт пересадок. Новая станция улучшит доступ к спортивному комплексу «ЦСКА Арена», Центру водных видов спорта, технопарку «ЗИЛ» и торгово-развлекательному центру «Ривьера», привлекая значительный поток посетителей.
Ускорение передвижения и сокращение времени поездок
С открытием станции «ЗИЛ» жители смогут строить более удобные маршруты, экономя время на ежедневных поездках по городу. Так, время пути от «ЗИЛа» до «Академической» сократится в три раза, а до «Новаторской» — в 2,5 раза, составляя соответственно шесть и двенадцать минут. Для удобства пассажиров на станции установят автоматы по продаже билетов, турникеты с функцией оплаты по банковской карте и биометрии, а также создадут интуитивную навигацию в едином стиле.
Станция готова на 76%. Сейчас завершаются работы по установке ограждений, выемке грунта и укреплению котлована. Специалисты также занимаются устройством конструкций, обратной засыпкой, монтажом инженерных систем. В пассажирской зоне продолжаются отделочные работы, которые планируют завершить к концу года.
Троицкая линия метро: новая магистраль для южных районов
Троицкая линия метро будет проходить от станции «ЗИЛ» МЦК до города Троицка, предоставляя жителям Троицкого и Новомосковского административного округов (ТиНАО) быстрый доступ к скоростному рельсовому транспорту. Благодаря появлению линии метро жители прилегающих районов Ленинского проспекта также получат улучшенную транспортную доступность. Неподалеку от Троицкой линии проживают более 1,5 миллиона человек, и в перспективе ожидается рост населения благодаря строительству новых жилых объектов. Ожидается, что Троицкая линия разгрузит южные участки Сокольнической, Калужско-Рижской и Бутовской линий, а также снизит интенсивность автомобильного движения, что положительно скажется на экологии города. Сокольническая и Калужско-Рижская линии метро разгрузятся примерно на 20%, а Бутовская линия — на 15%. В будущем линия метро также улучшит транспортное сообщение с селом Красная Пахра, где находятся важные объекты, такие как крупнейший в Европе электробусный парк, завод по производству аккумуляторов и центр технического обслуживания транспорта «КамАЗ».
Особенности и масштаб новой лини
Длина Троицкой линии метро составит 43,4 километра, что сделает её одной из самых протяжённых линий за пределами МКАД. Всего на линии планируется 17 станций. В частности, станции «ЗИЛ» и «Крымская» станут пересадочными на одноимённые станции МЦК. Пассажиры смогут пересаживаться с «Новаторской» на Большую кольцевую линию метро, а с «Академической» — на Калужско-Рижскую. На станции «Коммунарка» создадут пересадочный узел с Сокольнической линией, а на «ЗИЛ» — пересадку на Бирюлевскую линию.
Запуск Троицкой линии откроет для пассажиров множество новых маршрутов, а время поездки от Троицка до БКЛ и МЦК сократится в два раза — до 35 и 45 минут соответственно. Ожидается, что ежедневно линией будут пользоваться более 320 тысяч пассажиров.
Этапы строительства и сроки
Первая очередь Троицкой линии метро — от станции «ЗИЛ» до станции «Коммунарка» — протянется на 26,8 километра и будет включать 11 станций: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Бачуринская» и «Коммунарка».
Первый участок линии от «Новаторской» до «Тютчевской» открылся 7 сентября 2024 года и включает четыре станции: «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». Ожидается, что работы на участках «Тютчевская» — «Новомосковская» завершат в этом году, а участок «Новаторская» — «ЗИЛ» введут в эксплуатацию в 2025 году.
Проектные работы по второй очереди строительства (от «Новомосковской» до Троицка) уже начаты. Ожидается, что в час пик по линии будет курсировать до 36 пар поездов с интервалом в одну минуту 40 секунд. Сначала поезда будут обслуживаться депо «Замоскворецкое», а позже — депо «Столбово», пока не завершится строительство депо «Троицкое», которое планируется к 2028–2029 годам.
Программа строительства Московского метрополитена
С 2011 года в Москве введены 249 километров новых и реконструированных линий метро, построено 119 станций, четыре дополнительных вестибюля и 12 электродепо. Совместно с РЖД были запущены линии Московских центральных диаметров (МЦД), включающие 303 километра путей и 137 станций.
Новые линии и станции московского метро, МЦК и МЦД:
- Люблинско-Дмитровская линия: участки «Марьино» – «Зябликово» и «Марьина Роща» – «Физтех», вторые вестибюли на станциях «Марьина Роща», «Петровско-Разумовская», «Окружная».
- Калининская и Солнцевская линии: участки «Новогиреево» – «Новокосино» и «Деловой центр» – «Аэропорт Внуково».
- Замоскворецкая линия: участки «Красногвардейская» – «Алма-Атинская» и «Речной вокзал» – «Ховрино», а также станция «Технопарк».
- Арбатско-Покровская линия: участок «Митино» – «Пятницкое шоссе».
- Таганско-Краснопресненская линия: участок «Выхино» – «Котельники» и станция «Спартак».
- Бутовская линия: участок «Улица Старокачаловская» – «Битцевский парк».
- Сокольническая линия: участок «Юго-Западная» – «Потапово».
- Некрасовская линия: семь станций.
- Большая кольцевая линия: 31 станция.
- Филевская линия: второй вестибюль на станции «Международная».
- Троицкая линия: участок «Новаторская» – «Тютчевская».
- МЦК: 31 станция.
- МЦД: 137 станций, из которых 53 пересадочные на метро и МЦК.
Список электродепо включает «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево», «Сокол» и «Аминьевское.