Ставка на стройку - Московская перспектива

Ставка на стройку

Ставка на стройку
Ставка  на стройку
Москва досрочно выполнила годовой план по вводу жилья и в ближайшее время отчитается о сдаче всех намеченных объемов другой недвижимости. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, это свидетельствует не только о сохранении инвестиционной привлекательности столицы, но и о запасе прочности всего Московского стройкомплекса. Как и в другие сложные времена, строительная отрасль оказалась локомотивом выхода из кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции

Антикризисный эффект строительства хорошо известен в истории. В тех же США из Великой депрессии экономику удалось вытащить в том числе за счет сооружения транспортной инфраструктуры. Москва делала ставку на стройку и в конце 1990-х, и во время мирового кризиса 2008–2009 годов, и в 2014–2015 годах, и ни разу не прогадала. Особенность строительства – большой мультипликативный эффект. Если строители работают, значит, продолжают развиваться и другие отрасли экономики – промышленность, торговля, социальная сфера, сфера услуг и так далее. Подсчитано, что одно рабочее место в строительстве формирует 5–6 рабочих мест в смежных сферах и в кризисные времена поддерживает их на плаву. В конечном итоге денежные вливания в этот сектор, будь то господдержка или частные инвестиции, оказывают прямое или косвенное влияние на доходы больших групп населения – не только самих строителей, но и тех, кто работает с ними в одной цепочке, а также членов их семей. В Москве, по оценкам экспертов, это порядка 5 млн человек.

Несмотря на весеннюю остановку строек, Москве удалось не только не снизить темпы и объемы ввода, но и досрочно выполнить намеченные планы. С начала года в столице было построено 3,7 млн кв. метров жилья, что на 100 тыс. кв. метров больше годового плана. «Таких успехов позволили добиться в том числе меры поддержки застройщиков, а также стабильная работа по реализации городских программ в сфере жилого строительства», – отмечает Андрей Бочкарёв. У руководства Стройкомплекса нет сомнений, что в ближайшее время будет выполнен и весь годовой план: из запланированных к вводу 8,5 млн кв. метров недвижимости различного назначения уже построено 8,3 млн «квадратов». Кроме того, завершено сооружение 100 км дорог и 23 искусственных сооружений, сданы 15,6 км метро и шесть новых станций (до конца года строители обещают ввести в эксплуатацию еще 8 км и три станции), 1 сентября для детей открылись 12 новых школ и детских садов. По программе реновации закончилось расселение 42 предназначенных под снос домов. Получается, что стройка – это не только рабочие места и налоговые поступления в бюджет (кстати, в Москве строительство обеспечивает до 17% его доходной части), но и важный социальный аспект – люди переезжают в новые дома, метро приходит в спальные районы, становятся доступнее торговые и культурные объекты, повышаются комфорт и качество городской среды.

Чтобы поддержать строительство, российские власти еще в начале пандемии приняли решение о субсидировании ипотечных ставок за счет бюджета, благодаря чему стоимость жилищного кредита для заемщиков снизилась до 6,5% годовых. За сравнительно небольшие деньги государство простимулировало приток в строительство более 500 млрд рублей личных средств россиян и взятых ими кредитов. «Если бы не эта абсолютно регуляторная мера, как теперь очевидно, произошел бы эффект домино. Рухнуло бы большое количество строек. Население перестало бы покупать квартиры, застройщики перестали платить подрядчикам, а подрядчики – смежникам. Снова появилось бы большое количество обманутых дольщиков», – говорит вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин. В столице доля ипотечных сделок благодаря льготной ипотеке достигла исторического максимума – 63% на первичном рынке в старых границах и 68% – в новой Москве. Также федеральный центр под влиянием кризиса взялся за реформу администрирования в сфере строительства, чтобы убрать излишние барьеры и упростить оформление разрешительной документации: по словам Хуснуллина, здесь также пригодился опыт Москвы. Отмена избыточных требований (сделать рекомендательными планируется 6 тыс. норм, или 60% всего объема) и другие изменения в законодательстве позволят сократить строительный цикл как минимум на год.

Столичные власти также не остались в стороне от проблем, вызванных пандемией, и приняли для поддержки застройщиков свой пакет антикризисных мер. В общей сложности за счет отсрочек по арендным и другим имущественным платежам в трудный период девелоперы смогли сэкономить около 7 млрд руб. Однако главной антикризисной мерой городского правительства является Адресная инвестиционная программа (АИП), которая гарантирует строительство самых важных и нужных для мегаполиса объектов – дорог, метро, социальной инфраструктуры.
«Город, который не строит, который не обновляется, обречен на медленное затухание», – подчеркивает Сергей Собянин. Несмотря на сокращение доходной части бюджета, столичные власти максимально сохранили реализацию намеченных планов по развитию инфраструктуры города и выполнению социальных гарантий. В ближайшие три года в развитие Москвы будет вложено 1,78 трлн руб. в рамках АИП, что позволит построить 740 новых городских объектов, начиная от детских садов и культурно-оздоровительных комплексов и заканчивая крупными магистралями и большими объектами метростроения. Еще 316 млрд руб. планируется выделить на программу реновации. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, через два-три года столица должна выйти на принципиально иной объем строительства стартовых домов. «По программе реновации необходимо строить около 3 млн кв. метров. Это столько, сколько строят все девелоперы Москвы одновременно. Это сверхзадача, которая потребует усилий всех строительных организаций, всех строительных мощностей», – сказал московский градоначальник.

Бюджетные инвестиции в опережающее создание транспортной инфраструктуры традиционно являются драйвером развития городских территорий, притока частного капитала в девелопмент, в том числе в масштабные проекты комплексного освоения бывших промышленных зон, давно не приносивших Москве налогов. В свою очередь, наличие обширной транспортной инфраструктуры увеличивает приток инвестиций в городские районы на 50%. На каждый вложенный бюджетом рубль, по данным экономического блока правительства, приходится три рубля частных вложений, и власти прогнозируют существенный мультипликативный эффект новой АИП.