Стрит-фотограф, снимающий людей в метро: «Во время первой попытки повесить фотографию меня трясло от страха» - Московская перспектива

Стрит-фотограф, снимающий людей в метро: «Во время первой попытки повесить фотографию меня трясло от страха»

Стрит-фотограф, снимающий людей в метро: «Во время первой попытки повесить фотографию меня трясло от страха»
Стрит-фотограф, снимающий людей в метро: «Во время первой попытки повесить фотографию меня трясло от страха» Фото: Алекс Домра
Алексей Домрачев три года назад проснулся знаменитым. За день до этого он разместил в Facebook и ВКонтакте пост с видеороликом Memento metro, а проснувшись, обнаружил у своего видео тысячи просмотров и репостов. Дальше были интервью и сюжеты на телеканалах, выставки, выступления, книга. О том, какого это быть внезапно знаменитым и как незаметно фотографировать, Алексей рассказал в интервью «МП»

68488410_10220702318013588_5880707966583177216_o.jpgАлекс Домра

— Почему ты выбрал жанр стрит-фотографии?

—Этот жанр подошел мне по стилю жизни: каждый день я тратил на поездки в метро два часа в сутки и в какой-то момент задумался над тем, как заполнить это в прямом смысле пустое время чем-нибудь полезным и интересным для себя. Так как с детства занимаюсь фотографией, меня увлекла возможность снимать жизнь в метро так, как снимали классики уличной фотографии: в повседневной людской суете ловить яркие моменты, интересную композицию, историю, которая происходит здесь и сейчас. 

68894361_10220853120463555_9035993535832129536_o.jpg

— Тебя сделал известным проект «Memento metro». Как он возник?

 Я начал снимать в метро в 2011 году, когда приобрел смартфон с хорошей по меркам этого времени фотокамерой. Постепенно у меня сформировалась идея открыть выставку фотографий, снятых в метро именно на камеру телефона; насколько я знал, в России такие выставки еще никто открывал. Мое увлечение съемкой в метро и публикацией удачных снимков в Instagram растянулось на 5 лет. А идея воплотить проект именно таким, каким он получился, пришла в голову весной 2016 года. Тогда я осознал, что, несмотря на свою уникальность и свежесть, идея развешивать фотографии в разных местах метро без согласования, нелегально, могла бы иметь для меня серьезные административные или даже уголовные последствия. Я рассказал друзьям — у них оказалась такая же позиция, мол, лучше не стоит лезть на рожон для такого сомнительного мероприятия: в подземке куча камер и полиция следит за любыми нарушениями порядка; кроме того, я не знал как будут реагировать обычные пассажиры — вдруг кто-то решит, что я экстремист или что-то в этом духе… Лето 2016 года я прожил в сомнениях, но уже осенью решил: «Была не была!» — и стал готовиться к осуществлению своего замысла.

Проект «Memento metro»

Основная идея проекта — возвращение моментов жизни через снимок на то место, где он когда-то был сделан: в тех же вагонах, на тех же станциях, переходах метро. И весь этот процесс я решил снять от первого лица и смонтировать из получившегося материала небольшой видеоролик. Я даже придумал как буду маскироваться от камер (худи, капюшон , темные очки), как и на что буду вешать снимки, как буду снимать свой перформанс. Долго репетировал дома процесс крепления снимка к стене и видеосъемку. Во время первой попытки повесить фотографию меня знобило от страха. Это было днём, когда в метро не слишком людно. Я ехал по зеленой ветке с целью повесить фотографию между Автозаводской и Технопарком, в тот момент, когда поезд проезжает над Москвой-рекой. На этой фотографии изображена река и надпись «Не прислоняться».

0.jpg

Этот снимок получился случайно и внезапно, как практически любая стрит-фотография: было лето, я стоял у двери и смотрел на закатное солнце; проезжая над рекой, вдруг заметил, что надпись на стекле «Не прислоняться» очень здорово легла на край горизонта. Включил камеру на телефоне, наметил ракурс и сделал кадр...

Я вешал снимок в окружении обычных пассажиров, и мне было не по себе. В наушниках на полную играла бодрая музыка, но даже сквозь неё я слышал возгласы «Смотрите, смотрите!.. Что он делает?». Краям глаза замечал, как люди тыкали пальцами в мою сторону.

Я вешал первую фотографию несколько раз, чтобы получилось несколько дублей видео. Оставив ее висеть на двери вагона, я выбежал на станцию. И только тогда мне стало значительно легче. Можно было выдохнуть. На выходе из метро полиция тоже никак на меня не реагировала. Уже весь следующий месяц я довольно спокойно развесил всю партию фотографий и заснял весь процесс на камеру, прикрепленную у меня на груди.

80603572_1365593530310904_329237671626932224_n.jpg

— Адреналин потом уже так не выделялся?

— Острота не пропадала, в привычку действие не вошло. Всякий раз, когда я доставал из рюкзака очередную фотографию и вешал ее на глазах у неподготовленного зрителя, у меня начинало колотиться сердце, - я понимал, что в этот момент совершаю в каком-то смысле хулиганский поступок. Никогда не знаешь, чего ждать от людей.

Тревожность у меня прошла лишь когда о Memento metro начали рассказывать в СМИ. Обо мне сделал сюжет ТВЦ, — там был официальный комментарий пресс-секретаря метрополитена, который сказал, что они знают о моей деятельности, следят за ней и одобряют мою инициативу. Честно говоря, я был поражен.

80995342_1199610996910916_1732799375840641024_n.jpg

— После перформанса в Москве ты провел перформанс Memento metro в Петербурге. Чем московский проект отличается от питерского?

— Я приехал в Петербург на неделю и там повторил свой проект в меньшем масштабе: фотографировал людей, потом распечатал лучшие снимки и развесил их в подземке. Весь процесс снимал Виталий Акимов, фотограф и видеохудожник, который позвал меня в этот город. Так же о моем проекте успел снять репортаж местный телеканал «Санкт-Петербург». Я к тому же успел побывать у них в студии в прямом эфире. Московский проект от начала первых съемок до выхода видео Memento metro занял пять лет. В Петербурге на всё ушла ровно неделя.

81176269_1095901237455502_3294681193856892928_n.jpg

— Какова судьба проекта, как он развивался?

— В Москве я сделал выставку на Винзаводе. Был на ней каждый день. Мне очень нравился формат, который получился: я мог пообщаться с каждым гостем выставки, лично рассказать о своем проекте. Потом почти сразу была выставка на Флаконе. Она тоже шла месяц и имела несколько другой формат, без мультимедиа. 

О Memento metro узнали в других странах. Меня пригласили в Сан-Франциско устроить выставку, но, к сожалению, она так и не открылась — мне не дали визу в США, видимо, потому что на тот момент я был официально безработным. Меня звали во многие мировые столицы, где есть метро, чтобы я повторил там Memento metro — в Париж, Лондон, Пекин, Токио, Амстердам, Нью-Йорк, но я никуда не поехал. В какой-то момент пришлось выбирать — либо семья, либо мировой тур.

Но я очень глубоко погрузился в своей проект. Помимо видео и выставки, я решил издать книгу. Для осуществления своей идеи рискнул пойти на краудфандинг. Денег в итоге собрал более 580 тысяч. Потом начался сложный процесс работы над книгой: тексты, верстка, дизайн, подготовка фотографий, препресс. Финальным аккордом проекта была раздача книги всем заказчикам. Это было очень изнурительно! 

Кроме того, весь 2017-й год я активно выступал. Меня приглашали рассказать о проекте в Академию re:Store (ведь я снимал на iPhone), в МГУ, в литературный кружок Парка Горького и на другие площадки.

72893712_10221491781069671_4412045381479694336_o.jpg

— Как ты собрал деньги на книгу, что такое краудфандинг?

— Краудфандинг — это сбор средств на специальной платформе (в России самые известные две — Planeta.ru и Boomstarter.ru), — там каждый может начать сбор средств под свой проект, оформить его, и обращаться к людям с предложением поучаствовать финансово, чтобы потом получить взамен заказанный товар. Допустим, вложив деньги в мой проект, потом можно было получить авторский экземпляр книги. Ты обозначаешь финансовую цель проекта и срок, в который он должен быть реализован, а дальше стараешься достичь результат, потому что иначе можешь не получить ничего — если проект набирает меньше половины обозначенной автором суммы, то деньги возвращаются обратно всем вложившимся в него. Сам я от кампании по сбору денег очень устал — просить деньги у людей морально тяжело. Тем не менее, я рад, что смог справиться, — это крутой опыт.

73324880_10221456189219897_5442439882972594176_o.jpg

— Все это время ты не работал, но какие-то деньги удавалось зарабатывать, так?

— Я на фрилансе проработал полтора года, и это было очень непросто. Из-за Memento metro я не мог устроиться на полную занятость, — надо было заниматься продвижением проекта, выставками, книгой, творческими встречами. С конца 2016-го года до весны 2018-го я занимался только этим. В июне 2018-го меня взяли в финтех компанию главным дизайнером. Можно сказать, что сейчас спокойно работаю и отдыхаю, если сравнить с тем ужасом, который мне пришлось пережить за последний год.

80392028_1316456075211745_5849810006215491584_n.jpg

— Ты стал в один миг популярен, после популярность прошла. Как это все отражается на самоощущении и мировосприятии?

— Когда тебя вдруг охватывает дикая популярность, к которой ты не был готов, то возникает чувство растерянности, внутренняя разбалансировка. Я понял, что в такое время надо уметь держать себя в руках и быть спокойным и расслабленным. Я от части интересных и перспективных интервью и предложений отказался, потому что испугался или просто не смог адекватно оценить их потенциал.

Кроме того, надо четко понимать, что тебе важнее в жизни — твои личные амбиции или твои близкие. К сожалению, среди этих двух полярностей невероятно сложно найти баланс. У меня до сих пор есть ощущение, что я его так и не нашел.

70996119_10221186442116388_6405114144755810304_o.jpg

— Ты давно фотографируешь?

— Я начал снимать в детстве, фотографировал друзей на пленочный аппарат, потом перепробовал много различной фототехники. Однажды я приобрел телефон iPhone 3G и понял, что с помощью камеры телефона можно делать вполне качественные снимки. Снимаю я сейчас в основном на телефон, потому что это удобно — он всегда со мной.

—  Ты исследуешь жизни людей через фотоаппарат, видишь их характер, настроение, отпечатки судеб. Есть ли какое-то фото, которое заставило тебя задуматься о чём-то и возможно перевернуло твоё мышление?

7.jpg

— Да, есть одна фотография, которую я снял не в метро, а в Перми на автобусной остановке. Эта фотография вызывает у меня очень сложные и противоречивые чувства. Она говорит мне о любви, страдании и времени. Когда я вспоминаю и смотрю на нее, мне хочется обнять своих близких и родных и еще раз сказать им, как я их люблю.

—  После твоего проекта стрит-фотография стала модным увлечением?

— Я не могу сказать, что многие стали снимать в том же жанре, что и я. Зато благодаря своему проекту, я узнал, что многие снимают на телефон в метро не только в Москве, но и в других странах. Мне писали люди из Парижа, Нью-Йорка, Токио, Лондона, делились своими фотографиями, просили сказать свое мнение. Это было очень странно и здорово!

80899738_2718155111584759_2056248148812103680_n.jpg

— Насколько интересна Москва с точки зрения стрит-фотографа?

— Москва — многоликий город. Здесь скопление разных по социальному положению и культуре людей, много интересных локаций для съемки. Если сравнивать Москву, например, с Питером, то Москва для меня как для фотографа кажется разнообразней и насыщенней. Петербург покоряет своей архитектурой и культурной средой, но для меня это несколько однобоко, что-ли.

— Что меняется в городе, на твой взгляд?

— За последний год сильно поменялись люди и мода. Вчерашние школьники стали взрослее, они иначе себя ведут. Мне нравится, что одевается и выглядит новое поколение все больше по-европейски, более современно и стильно.

— Любимые снимки этого года

Вот кадр из последних, что мне нравится.

1.jpg

Вот — здесь есть интересная история. Я бы назвал этот кадр «Женская зависть» (Смеется.)

Снимок экрана 2019-12-26 в 15.50.20.png 

Вот этот нравится кадр — удачное совпадение знака метро с головой мужчины в деловом костюме.

Снимок экрана 2019-12-26 в 15.52.01.png 

Вот я снимал как голубь залетел в точку по продаже шаурмы и сел прямо на начинки..

Снимок экрана 2019-12-26 в 15.54.24.png 

Вот девушка словно вышла из рекламы. Сидит на остановке. Я шел мимо и сразу заметил насколько они похожи.

Снимок экрана 2019-12-26 в 15.55.56.png 

А эта девушка просто стоит смотрит на что-то, но она похожа на Мону Лизу своей задумчивостью.

Снимок экрана 2019-12-26 в 15.57.24.png 

— Если в целом, что для тебя фотография?

— Я считаю, что важная часть жизни любого человека — это его память. Фотография — это материализованная память. Не важно, ты ли на фотографиях или кто-то другой. Я делал эти снимки, я помню эти моменты — чем они ярче, тем я чувствую себя надежнее, увереннее в этом мире. Они сделаны мной, они имеют смысл и эмоцию.

Вдохновению в этом жанре очень сильно помогает просмотр чужих работ — обычно я открываю ленту фотоагентства «Магнум», любого автора, что попадется. Из русских люблю Георгия Пинхасова (который тоже в «Магнуме» — единственный из российских фотографов) — но он работает с цветом, я так не снимать не умею. Но я люблю разглядывать его снимки. Из иностранных нравятся Анри Картье Брессон, конечно, Роберт Каппа, Брюс Девидсон (в частности он снимал в 70-е годы нью-йоркскую подземку).

— Самый выдающийся неснятый кадр?

— Однажды на станции Таганской кольцевой линии я заметил проходящую мимо женщину. Такую дородную, большую, русскую. За спиной, перекинув на плечи лямки как у рюкзака, она несла огромную сумку с надписью «РОССИЯ» по всей боковой поверхности. У меня было время ее запечатлеть на камеру телефона, но он вдруг завис и кадры не получились. Пока я его выключал и снова включал, она уже пропала из виду в толпе. Наверно, получился бы очень символичный кадр…