Судьбу Большого Московского цирка на проспекте Вернадского решат москвичи

Новость о реконструкции Большого Московского цирка волнует жителей столицы. В конце января Москомархитектура утвердила его новую концепцию. Однако предложенное решение стало спорным не только для москвичей, но и для архитектурного сообщества. И те и другие практически единогласно раскритиковали и формы будущих построек, и архитектурную композицию. С чем только не сравнивают в сетях новое здание цирка: и с чайханой, и с блюдом грузинской кухни, и с шапкой Мономаха, и с «веселенькой пилюлей», и с немецким военным шлемом начала прошлого века, а будущий вспомогательный корпус, соединенный с главным зданием переходом, – с музыкальной колонкой или сосиской в тесте...
Понять возмущение консервативных жителей города можно: в свое время здание Большого Московского цирка было уникальным инженерным сооружением. Открылось оно в 1971 году. Его построили под руководством архитектора Якова Белопольского в стиле советского модернизма. Это остекленный по всей окружности шатер со складчатым куполом и зрительным залом на 3,4 тыс. мест. При этом все вспомогательные помещения, включая конюшни, зверинец и склады, зодчие спрятали в подиум здания.
К работам подошли с большим размахом. В то время это был один из самых современных цирков в мире. Проект включал ряд технических новшеств: четыре киноустановки, ксеноновые прожекторы, динамики в спинках кресел, но самым оригинальным решением стала система сменных манежей – конного, ледового, водного, иллюзионного и светового. Притом что на смену каждого уходило не больше пяти минут – ведь используемая система подъема была разработана для ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь».
«На сегодняшний день старое здание, построенное больше полувека назад, полностью исчерпало свой ресурс и не может обеспечивать ни комфорт зрителей, ни качество представлений. В жаркие дни там очень душно. В дождливые – банально протекает крыша. А цирковые животные ютятся в условиях, которые, может, и были неплохими 50 лет назад, но сегодня уже никуда не годятся», – написал в своем блоге мэр Сергей Собянин. Он также отметил: для того чтобы Большой Московский цирк и в будущем продолжал радовать москвичей и гостей города, необходимо не только решить все его проблемы, но и создать дальнейший задел для развития. «Это должно быть такое современное цирковое пространство, которое позволит нашим детям побывать на шоу, превосходящем лучшие мировые образцы», – пояснил градоначальник. Поэтому ни один капитальный ремонт здания цирка не поможет решить все его существующие проблемы.
Согласно современным требованиям манеж должен не только очень быстро трансформироваться в бассейн для водных представлений, или в каток для танцев на льду, но и быть оснащенным самым современным оборудованием. Высокие технологии позволят внедрить в выступления артистов новые составляющие, используя которые, они смогут создавать сложнейшие номера. Например, применять лазерную проекцию на водопаде, который внезапно обрушится вниз из-под купола цирка, или включить в выступление артистов акробатические прыжки с большой высоты в специальный бассейн.
А чтобы реализовать многочисленные идеи, в первую очередь нужно приспособленное для подобных аттракционов современное цирковое здание, пояснил генеральный директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный. «Необходимо не только повысить уровень комфорта зрителей, но и функциональность здания, расширить его площади. Нужны всепогодные вольеры, которые будут соответствовать всем пожеланиям дрессировщиков. Но все же основная задача, которую мы, как творческие люди, ставим перед собой, – это вновь завоевать статус лучшего цирка в мире. На протяжении нескольких десятков лет Большой Московский цирк был именно таким – самым технически обеспеченным, самым инновационным. К сожалению, мы утратили эти позиции: сейчас в Китае и США есть здания гораздо лучше, комфортабельнее и технически более оснащенные. В связи с этим мы ставим перед архитекторами и строителями конкретные задачи – чтобы в новом учреждении можно было использовать как можно больше современных эффектов, которые станут удивлять всех любителей циркового искусства. И чтобы с нами никто не мог конкурировать в ближайшие несколько десятилетий», – сказал генеральный директор.
Сергей Собянин, предложил: «Давайте все вместе и определимся: быть или не быть в столице большому и современному цирку. И если быть, то на старом месте у метро «Университет» или в другом? Тогда и будем обсуждать концепцию нового цирка, которая должна соответствовать его расположению. Прошу, принять участие в голосовании на платформе «Активный гражданин».