Театр для потехи, нравственности и дохода - Московская перспектива

Театр для потехи, нравственности и дохода

Театр для потехи, нравственности и дохода
Театр для потехи,  нравственности  и дохода
Каждому зрителю выдавалось по рюмке с пирожным

27 марта отмечается Международный день театра. В нашей стране по решению президента Владимира Путина театральным назван не один день, а весь нынешний год. Уместно вспомнить, какие заметные вехи на пути своего развития имеет русский театр, для которого Москва стала «родительницей», широким «полем для жатвы» разных постановок. Известно, что русские люди испокон веков в горе и в радости пели, рядились и плакали. Но это не относится к искусственным инсценировкам – то вовсе не театр, а проявление черты национального характера, без деления на актеров и зрителей. Мы же обратимся к театру, в котором одни люди собирались посмотреть на розыгрыш, а другие специально готовились его представить.

Представления в «комедийных хоромах»

Инициатива театральных зрелищ появилась у людей, имевших достаточно свободного времени.

В истории нашей страны отмечено, что царь Алексей Михайлович устраивал свой досуг по-новому, где любимою «дворскою потехою» стал театр. Государь поддержал затею своего тестя, царского боярина Ильи Даниловича Милославского, имевшего в Кремле вблизи дворца дом (позднее превратившийся в Потешный дворец), в котором часто игрались комедийные действия для двора. Впоследствии здесь же Софья, дочь Алексея Михайловича, устраивала придворные любительские спектакли, сама сочиняла для театра пьесы.

Приближенный к царской семье боярин Артамон Сергеевич Матвеев показывал в своих владениях в Армянском переулке домашние театральные зрелища c участием дворовых людей. В основном это были духовные пьесы.

Антрепренер Яган, приехавший в Россию в 1673 году с небольшой труппой немецких актеров, стал потешать двор музыкой. С соизволения государя Яган устраивал представления в Преображенском, потом – в комедиальной храмине, куда съезжались все придворные чины. Его оркестр состоял из дворовых Матвеева, обученных по боярскому желанию музицированию немцами.

Тогда же, в царствование Алексея Михайловича, было положено начало разным театрам: частным, придворным, городским и загородным, также частным оркестрам из дворовых людей, драматическим представлениям и балету. Началось и обучение русских театральному искусству: 27 человек мещанских, подьячих и посадских детей было отдано в 1675 году Ягану на трехмесячную выучку.

Вместе с тем драматические представления показывались учениками духовного и купеческого сословий в Академии Заиконоспасского монастыря на Никольской улице.

Дело «от лукавого»

Петр Великий дал театральному искусству в России особенный импульс. При нем было положено начало театра для народа, устраивались маскарады, игралась светская драма.

Первый год XVIII века был ознаменован сооружением в Москве деревянной «Театральной храмины». Для постройки театра Петр указал место у Никольских ворот внутри Кремля. Но, по докладу придворных, оно было занято немалым строительным мусором.

Тогда царь велел строить театральное помещение у тех же ворот, но с другой стороны – на Красной площади. Строительством руководил Иоганн Куншт, приехавший с труппою из Германии. Длина храмины составляла 20 сажен, ширина – 15, высота же потолка – 7 сажен. В театре игрались пьесы только светского содержания.

В огромном московском пожаре 1737 года этот театр сгорел. Его остатки были окончательно разобраны в 1753 году.

Интересно отметить, что пока строили храмину на Красной площади, комедианты играли в домашнем театре генерала Франца Лефорта в Немецкой слободе (позднее этот дом преобразовался в Лефортовский дворец), а придворные спектакли (только для двора) шли в Потешном дворце, в Преображенском и в Измайлове.

Кроме постановок труппы, составленной из учеников Заиконоспасской академии, показывались представления и других русских артистов: учеников Корабельного сухаревского училища в рапирной зале Сухаревской башни, также молодых хирургов под руководством доктора Бидлоу в госпитале в Лефортове.

Учеников Сухаревского училища, детей дворян и чиновников театральному искусству обучал Куншт. Ему же было повелено взять для обучения еще 12 русских молодых людей, выбранных из подьячих и посадских разных приказов. Для этой учебы ученики ежедневно ходили на занятия в Немецкую слободу.

Первый театральный маскарад в России был дан в Москве в 1721 году Петром I после заключения мира со шведами. Это было «Всесвятское шествие». До того русские считали делом «от лукавого» надевать на себя маски, перенаряжаться. Обычно для очищения от греха участники «языческих» переодеваний на Святках бросались в освященную воду в день Крещения Господня.

Чтобы приучить публику к театру, Петр I придумал маленькую хитрость и испробовал ее на открытии театра в Санкт-Петербурге 1 мая 1716 года. Тогда каждому посетителю дали по рюмочке вина с пирожным, и впущен был каждый, прилично одетый.

Последующие государи – Екатерина I и Петр II – мало интересовались театром и вовсе не способствовали его развитию. А вот при Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине II московские актеры нередко вызывались для потехи в Санкт-Петербург.

У истоков драматического искусства в России был Сухопутный кадетский корпус, продолживший традиции московских «сухаревцев», которых перевели вместе с их учреждением на берега Невы. Елизавета Петровна охотно покровительствовала театру кадетов.

В 1756 году итальянец Локателли образовал в Москве заметную труппу. Его театр, что помещался у Красного пруда (где сейчас расположен Ярославский вокзал), давал регулярные представления с начала 1759 года. Оперою руководил сам Локателли, а драматическим театром – М.М. Херасков, сочинявший для него пьесы вместе с
А.П. Сумароковым. В этом театре играли студенты Московского университета, и здесь заразился сценическим действом Д.И. Фонвизин. 

Открытый и публичный

30 августа 1756 года вышел указ об учреждении Русского театра. По воле государыни при Университетском театре стали работать Федор Григорьевич Волков и его помощник Шумский. Они сделали театр открытым, публичным. Поначалу он был бесплатным.

За активную деятельность по созданию русской труппы ярославца Федора Волкова считают отцом Русского театра. Этапы его жизненного пути приводятся во многих справочниках и энциклопедиях.

При коронации Екатерины II (в 1762 году) в продолжение нескольких дней в Москве давались великолепные спектакли. В них участвовали лучшие московские, санкт-петербургские и иностранные актеры. Игралась роговая и духовая музыка.

Здесь надо добавить, что той весной руководитель проведения уличных коронационных действ Федор Волков серьезно простудился и после болезни скончался. Его похоронили в Спасо-Андроньевском монастыре. На стене монастырской Ефграфской церкви была прикреплена памятная доска о месте погребения Волкова. Но странное дело – еще задолго до революционных событий 1917 года настоятелем обители епископом Нафанаилом доска была снята. А в 150-летнюю дату со дня кончины основателя Русского театра, в 1913 году, у могилы не было совершено никакого богослужения по почившему.

Видимо, церковнослужителям не нравилось соседство с разного рода «шутовавшими».

Когда же по указу от 1 сентября 1763 года был учрежден Московский воспитательный дом, в его пользу сразу повелевалось «брать от комедий, опер и всяких игрищ за деньги» четвертую часть доходов. В России театральное дело считалось настолько развитым, что было возможно извлечь из него доходную статью для несчастных детей.

К концу XVIII века русские уже имели собственные балет, оперу и оркестр, духовные концерты Бортнянского, хоры певчих и песенников, рассказчиков, танцоров и танцовщиц.

Не везде в Западной Европе театры достигали такого быстрого развития, как в России. За какие-то сто с небольшим лет россияне смогли сделать то, что в других странах приобреталось веками.