Терем, храм и многое другое - Московская перспектива
Терем, храм и многое другое

Терем, храм и многое другое

Терем, храм и многое другое
Терем, храм и многое другое
Объект на Тверской – Саввинское подворье в неорусском стиле – одно из красивейших зданий в центре столицы. При переформатировании центрального ядра города в 30-х годах прошлого века в результате перемещения ряда домов на 50 метров вглубь улицы и появления новой сталинской застройки подворье оказалось скрыто, ушло на второй план. При этом даже в советские годы оно оставалось интересной достопримечательностью Москвы. Проведенные реставрационные работы выявили его уникальные черты и формы.

Здание было построено в 1907 году как доходный дом Саввинского монастыря. В те годы монастырям разрешалось вести подобные коммерческие проекты для пополнения собственной казны. Капитального ремонта здания в течение целого века не проводилось, вели лишь косметические обновления, хотя эксплуатация и износ оказались значительными. В советский период в нем размещались даже коммунальные квартиры, госконторы. Долгое время сразу после строительства здесь работала киностудия одного из пионеров отечественного кинематографа Александра Ханжонкова.

Подворье – ценный памятник архитектуры и истории. «Оно построено в неорусском стиле – с изящными башенками и окнами разных форм. Фасад украшен майоликой и изразцами. Благодаря тщательному подбору оттенков глазури воссозданные плитки не отличить от оригинала», – написал мэр Москвы Сергей Собянин. В рамках региональной программы капитального ремонта оно обрело новый вид. Приведены в порядок интерьеры в стиле модерн с коваными ограждениями, необычной изогнутой лестницей и лепным декором. За слоями краски реставраторы обнаружили окна с блоками Фальконье серо-голубого цвета и расчистили их.
Заметным объектом года в сфере реставрации стала и городская усадьба с фабрикой Е.П. Петрова. Интересен главный дом усадьбы XVIII века, функциональное использование которого прошло путь от палат до фабричного корпуса, сохранив при этом объемно-пространственные и планировочные решения XVIII–XIX веков. Здание более 100 лет принадлежало одной и той же купеческой семье Оленевых и было продано мещанину Петрову в 1856 году. После смены владельца первый этаж здания переоборудовали в кузницу. Сам хозяин с семьей некоторое время жил на втором этаже. В 1906 году очередной владелец разместил в здании кондитерскую фабрику.

В перечне завершенных проектов московских реставраторов – дом для артистов Государственного академического Большого театра России. Здание является объектом культурного наследия регионального значения. В разные годы здесь жили представители культурной элиты столицы. Особое значение объект имеет и для мира архитектуры. Большой девятиэтажный дом серого цвета был построен в 1932–1936 годах по проекту архитектора Алексея Щусева в стиле постконструктивизма. Планировка квартир зачастую была индивидуальной, архитектор Щусев учел, какие люди здесь будут жить, поэтому имелись даже большие комнаты, в которых помещался рояль.

В числе других адресов и верхний храм церкви Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной. Он является объектом культурного наследия федерального значения. Его построили по указу Петра I на пожалованные им средства. Возведение начали до запрета каменного строительства в Москве в 1705 году. Существует легенда, что царь лично принимал участие в составлении чертежей здания. Фасады украшают профилированные белокаменные карнизы и пилястры. Облик церкви дополняет богато украшенная лепниной колокольня. С 1935 года в храме находился склад, с 1959-го – научное учреждение. Но в 1992 году церковь вернули верующим, теперь она предстала в первоначальном виде.

Теги: #