Топ-7 градостроительных мегапроектов Москвы - Московская перспектива
Топ-7 градостроительных мегапроектов Москвы

Топ-7 градостроительных мегапроектов Москвы

Топ-7 градостроительных мегапроектов Москвы
Топ-7 градостроительных мегапроектов Москвы mos.ru
Ежегодно в столице появляются уникальные объекты, которые меняют градостроительных подходы, создают новый архитектурный силуэт города и переосмысливают жизнь в столице, делая ее лучше, проще и комфортнее. В канун Дня строителя «Московская перспектива» вспоминает наиболее значимые проекты Градостроительного комплекса.

Большое кольцо метро
Большая кольцевая линия метро – один из самых сложных инфраструктурных проектов в истории современной России. Полный ввод БКЛ – историческое событие, сопоставимое по влиянию на город с легендарным строительством первой линии московского метро. Работы длились 11 лет, это малый срок, учитывая масштабы работ. Первая проходка на БКЛ стартовала в августе 2012 года, а полностью все тоннели были пройдены уже в декабре 2021-го. Работы на каждой станции велись в среднем 2−3 года. В пиковый период на стройке одновременно работали 11,5 тысячи человек в сутки. В 2021 году на БКЛ одномоментно открыли участок длиной 20 километров с 10 станциями. Это самый масштабный пуск метрополитена с 1935 года. Во время работ применяли инновационные технологии – прямое сканирование подземного пространства, управление движения щитами, детекцию воды. Протяженность ветки – 70 километров, на ней расположена 31 станция, 28 из которых построили с нуля, а три полностью реконструировали. Для сравнения – протяженность Кольцевой линии метро – 19,4 километра с 12 станциями, в 3,5 раза меньше. БКЛ стала самой протяженной кольцевой ветки метро в мире, обогнав на 13 километров вторую кольцевую линию пекинского метро. Новая линия позволяет москвичам экономить до 45 минут в день, ведь теперь не нужно ехать в центр для пересадки на другую линию.

Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы»
На базе Московского государственного университета строится уникальный научный комплекс – на территории в 17,5 гектара расположатся девять профильных кластеров общей площадью почти 500 тысяч «квадратов». Научная долина объединит потенциал университета и ресурсы ведущих корпораций, чтобы талантливые ученые и менеджеры на одной площадке могли проводить научные исследования и превращать стартапы в технологические компании. Первый кластер «Ломоносов» открыли в прошлом году. В нем размещаются лаборатории высокотехнологичных компаний, площадки для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, центры сертификации и испытаний, мультимедийные выставочные пространства, три конференц-зала на 650, 350 и 90 мест и лекторий. При возведении использовалась цифровая экосистема – BIM-проектирование, а также облачные сервисы документооборота, благодаря чему срок ввода сократился почти вдвое. Объект был спроектирован с использованием только российских разработок, а иностранное программное обеспечение заменили отечественным. Среди архитектурных особенностей – витражное остекление, обеспечивающее свободный доступ естественного света, а также озелененная кровля, на которой можно проводить мероприятия.

Национальный космический центр
Уже в этом году в столице откроется Национальный космический центр. НКЦ станет крупнейшим космическим центром в мире, объединяющим предприятия ракетно-космической промышленности и основные профильные организации, которые сейчас рассредоточены по разным площадкам. В центре сосредоточится российский научный и образовательный потенциал. В состав НКЦ входят 47-этажная башня со шпилем высотой 288 метров, низкоэтажная часть с корпусами от 8 до 10 этажей и конгрессно-деловой центр. Архитектурную концепцию комплекса определили по результатам конкурса, победителем которого стало бюро UNK project. Башня символизирует ракету, установленную на стартовой площадке. Здания центра соединят пешеходной галереей протяженностью 500 м. На стройплощадке НКЦ применяются уникальные технологии и самые высокие стандарты по охране труда, промышленной безопасности и экологии. Проект предусматривает сохранение производственного комплекса ГКНПЦ им. Хруничева, который займет 50 га.

Московский скоростной диаметр
Главный транспортный проект столицы последних лет – Московский скоростной диаметр (МСД), появился он в результате объединения Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд. Это уникальная трасса – единственная внутригородская магистраль протяженностью 68 км. Благодаря вводу МСД сквозной проезд по городу занимает всего 40 минут. В состав магистрали вошли 141 мост, эстакада и тоннель и 220 километров новых дорог. МСД проходит с севера на юг Москвы от дороги М11 «Нева» на Санкт-Петербург до М2 «Крым» с выходом на М12 «Москва – Нижний Новгород – Казань». МСД соединяет 10 крупнейших вылетных магистралей, связывает районы Москвы и области. Здесь удобные транспортные развязки, которые обеспечивают разгрузку Садового кольца, ТТК и МКАД, а также улучшают транспортную доступность 48 районов города, где проживает более 4,5 млн москвичей. Улучшается транспортное обслуживание аэропортов «Шереметьево» и «Домодедово», «Восточного вокзала». За счет ввода МСД снизилось количество заторов и на 20% сократилось число вредных выбросов в прилегающих районах.

Московские центральные диаметры
Московские центральные диаметры – это новое наземное метро, сквозные маршруты пригородных электричек, курсирующие через центр. Первые две линии наземного метро мы открыли в ноябре 2019-го, в 2023 году заработали МЦД-3 и МЦД-4. До создания МЦД электрички шли из пригородов до столичных вокзалов, не пересекаясь между собой. Для сращивания железнодорожных маршрутов город провел беспрецедентные по своему масштабу и сложности работы. Были построены новые путепроводы и реконструированы городские вокзалы, причем сделано это был без остановки движения поездов. При проектировании станций применялись новейшие технологии. Например, с помощью беспилотников создали ортофотопланы, которые позволили оценить пешеходную доступность станций. Благодаря МЦД Скорость перемещения из одного конца столицы в другой увеличилась в два раза и занимает меньше часа без пересадок. А расстояние от одного конца МКАД до другого можно преодолеть менее чем за 40 минут. Интервал движения поездов в часы пик составляет 5-6 минут, отсутствуют дневные перерывы.

Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка»
Это уникальный медицинский кластер в поселении Сосенское в ТиНАО. Здесь оказывают не только качественные медицинские услуги. Это выход на принципиально новый уровень медицинского обслуживания. На 13 гектарах территории возведен многофункциональный клинический центр – города здоровья, общая площадь зданий которого превышает 175 тысяч «квадратов». Стационарный фонд включает в себя 1,2 тысячи коек, здесь уже работают 3,5 тысячи врачей и медперсонала. Клинический центр в Коммунарке – один из пяти якорных онкологических стационаров Москвы. Также здесь работает первый в ТиНАО региональный сосудистый центр. В ММКЦ «Коммунарка» установлено самое современное медицинское оборудование в соответствии с мировыми стандартами.

Научно-исследовательский кластер МГТУ им. Баумана
На базе старейшего технического университета России – МГТУ имени Н.Э. Баумана – создается новый научно-исследовательский кластер. В его состав войдут 14 новых и реконструированных корпусов и зданий общей площадью порядка 170 тысяч квадратных метров. Новый кампус расположится рядом с историческими зданиями университета на Яузе. Слияние инноваций и истории создаст синергетический эффект и позволит выйти на новый уровень образования и научных изысканий. В этом году открылись Исследовательский центр, в котором будет работать инженерная школа «Системная инженерия ракетно-космической техники» и Многофункциональный библиотечный корпус. Это историческое трехэтажное здание «Химическая лаборатория», построенное в XIX веке по проекту архитектора Льва Кекушева. Его полностью отреставрировали и приспособили под современное использование.

Северный речной вокзал
Открытие реконструированного Северного речного вокзала дало старт обновлению судоходной инфраструктуры столицы. «Возвращена жемчужина Москвы – Северный речной вокзал. Восстановлен уникальный памятник архитектуры – здание-корабль. Мы сохранили большинство оригинальных элементов, исторический интерьер. Это витражи, панно, часы, позолоченные люстры. На здание вернулась большая звезда, которая венчала его 80 лет. Как и раньше, здесь можно отдохнуть в ресторане, снимать фильмы, проводить грандиозные праздники. Капитально отремонтированы все 17 причалов, теперь вокзал может принимать до 24 судов в день», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин. Рядом со зданием вокзала, на берегу Химкинского водохранилища, расположился один из известнейших парков столицы, который также обновили и заново благоустроили. Позднее открылось и обновленное здание Южного речного вокзала. Северный и Южный порты стали центрами притяжения москвичей и туристов. После обновления там начали проводить городские мероприятия, концерты, мастер-классы, кинопоказы, спортивные занятия для взрослых и детей. Северный речной вокзал также стал площадкой для свадебных церемоний.

Что еще? 

Помимо самостоятельных проектов в столице реализуются масштабные программы, благодаря которым обеспечивается сбалансированное и устойчивое развитие столицы, повышается эффективность использования территорий города и растет качество жизни горожан. Речь идет о программах комплексного развития территорий и реновации жилья. По программе КРТ создаются многофункциональные городские кварталы, где на месте бывших промзон проектируются дороги, жилье и социальная инфраструктура. Сейчас в Москве на разных стадиях реализации находятся 236 проектов КРТ общей площадью более 3,1 тыс. га. Программу реновации жилого фонда утвердили в 2017 году. В нее вошли 5175 домов, в которых живут более миллиона москвичей. Главная ее задача – не просто построить новые дома вместо старых, а качественно улучшить городскую среду.
По программе в столице строятся десятки новых поликлиник, школ, детских садов, спортивных и культурных центров. До 2035 года в новые квартиры с отделкой комфорт-класса переедут более 350 тысяч московских семей.