Трансформация ТЦ: как основным товаром становятся эмоции?

Только с начала этого года трафик торговых центров снизился на 4,2%, а за пять лет он и вовсе упал на 25%, что привело и к существенному снижению прибыли: средний чек в торговых центрах России составил 6%. Таким образом, трансформация торговых центров стала насущной необходимостью в условиях стремительных изменений в розничной торговле, вызванных, в первую очередь, в поведении потребителей. Важно понимать, что переформатирование торговых центров — это не просто модернизация здания, а стратегическая переориентация на новые технологии, на изменение в поведении покупателей и интеграцию цифровых и офлайн-форматов. Только так они смогут сохранить свою актуальность и конкурентоспособность в быстро меняющемся ритейл-ландшафте.
Президент Союза торговых центров Булат Шакиров, оценивая масштабы предстоящей революции в этой сфере, заявил, что снос или реновация ждут примерно каждый десятый комплекс. В первую очередь речь идет о старых ТЦ, которые уже не могут генерировать прибыль и конкурировать как с онлайн торговлей, так и с магазинами шаговой доступности. "Из 8 тысяч торговых центров, действующих сегодня в России, в течение ближайших трех лет закроются или будут реновированы порядка 800 объектов. Это болезненный, но полезный для рынка процесс", - подчеркнул он.
При этом, по его словам, главным трендом последних лет стало превращение торговых центров из обычных торговых комплексов в живые многофункциональные хабы, где шопинг сочетается с развлечениями, досугом и самыми разнообразными сервисами. Такое восприятие комплексов россиянами заставляет девелоперов расширять развлекательные зоны и создавать уютные общественные пространства. В уже действующих комплексах можно наблюдать переоснащение и перепрофилирование части арендуемых площадей под неторговые функции — культурные, образовательные, спортивные и социальные кластеры. Это позволяет привлечь новую аудиторию и увеличить посещаемость, в первую очередь, молодежью.
Несмотря на переформатирование, важнейшей составляющей любого торгово-развлекательного комплекса остаются зоны общественного питания. Однако и здесь происходят изменения – на смену традиционным фуд-кортам приходят многофункциональные гастропространства и фудхоллы с разнообразием кухонь — от вьетнамской и грузинской до паназиатской и японской. Современные пространства включают зоны для мастер-классов, семейные и лаунж-зоны, а также арт-объекты, что повышает комфорт и привлекательность для посетителей.
По оценкам экспертов, доля общественного питания в торговых центрах выросла до 20–25%, при этом площадь фуд-кортов увеличилась почти вдвое. Причем внимание стало уделяться не только расширению ассортимента — от фастфуда до ресторанов высокой кухни, но и удобству посетителей, что как раз и способствует превращению ТЦ в полноценные общественные пространства для общения и досуга.
Интересным решением поделился руководитель франчайзинговых проектов "Союзмультфильма" Павел Ефремов. "Уже в августе на территории аэропорта Домодедово планируется открыть кафе площадью более 700 кв.м. с игровой зоной для детей, а в оформлении и дизайне зоны будут использованы образы персонажей "Союзмультфильма". Это первое такое кафе, однако, мы уверены, что такой формат станет популярным, и со временем проект будет тиражирован в разных общественных пространствах", - отметил он.
Одним из важнейших факторов, привлекающих посетителей в торговые центры, становятся фитнес-клубы. Как отметил генеральный директор сети Bright Fit Алексей Романов, в отличие от других развлекательных сегментов число спортзалов в России стабильно растет. "Рынок фитнес-услуг развивается — только за прошлый год объем инвестиций в новые фитнес-объекты составил 23,9 млрд рублей, что позволило открыть более 430 новых комплексов. При этом основная их часть появляется в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург".
Фитнес-клубы обычно занимают значительные площади — от 2 до 5 тысяч квадратных метров, что дает возможность предлагать разнообразные услуги – от классических тренажёрных залов до студий йоги, медитации и wellness-зон. Помимо оздоровительной функции, такие клубы способствуют также увеличению потока посетителей и среднего чека в соседних магазинах, что выгодно для арендаторов торговых центров. По экспертным оценкам, около 80% клиентов фитнес-клубов становятся постоянными покупателями в ТЦ. Таким образом, эти пространства способствуют превращению торговых центров из обычных мест для покупок в полноценные lifestyle-хабы, где можно не только совершать покупки, но и заниматься спортом, проявляя заботу о здоровье, и проводить время с пользой.
Несмотря на то, что поток желающих посмотреть фильмы заметно сократился, индустрия проката кино по-прежнему остается важным магнитом для торговых центров. Как отметил председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков, кинотеатры в торговых центрах остаются значимым элементом развлекательной экосистемы, однако им все же предстоит адаптироваться к новым рыночным реалиям и к факту конкуренции досуга и развлечений. "В первую очередь это касается площадей и размеров кинозалов. Если раньше это были мультиплексы на 15-20 залов, то сегодня актуальными становятся кинотеатры на 6-8 залов", - отметил он.
Кроме того, по мнению экспертов рынка, одним из перспективных направлений этой сферы может стать создание мультиформатных киноцентров, где просмотр фильмов будет тесно связан с цифровыми технологиями, а сами киноцентры будут интегрированы с гастрономическими и развлекательными зонами. Это касается создания интерактивных кинотеатров с фильмами, имеющими несколько концовок и возможностью персонализации просмотра. Другим решением может стать распространение 4D- и 5D-залов, оснащённых движущимися креслами и эффектами запахов, ветра, вибраций и других сенсорных ощущений, обеспечивающих полное погружение в сюжет. Представляется возможным и еще один формат - кино-бары, где просмотр фильмов сочетается с комфортным отдыхом и гастрономическими сервисами.