Трасса, замыкающая кольцо
Столичные власти форсируют строительство Юго-восточной хорды (ЮВХ): до конца 2019 года активные работы развернутся на всех участках трассы. Ранее предполагалось, что это удастся сделать только через пару лет. Строители поставили амбициозную задачу – в 2021 году завершить формирование основного хода магистрали, а к 2023-му полностью замкнуть так называемое Большое хордовое кольцо. После этого строительство ЮВХ продолжится в новой Москве.
Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин называет ЮВХ одним из важнейших транспортных проектов столицы. Трасса пройдет через 10 районов Москвы и пересечет пять магистралей. Ее строительство имеет принципиальное значение для юго-восточного и восточного секторов города, отличающихся высокой загруженностью и интенсивностью движения. ЮВХ восполнит дефицит поперечных смычек между территориями, разобщенными искусственными и естественными преградами, а также обеспечит связанность районов срединной и периферийной зон города между собой. «Исторически так сложилось, что юго-восточные и восточные районы были развиты промышленно, доставка грузов шла по Московской кольцевой железной дороге – сейчас МЦК, поэтому транспортных артерий не хватает. На юго-востоке Москвы дефицит автомагистралей. Новая хорда разгрузит Каширское шоссе, Липецкую улицу, Волгоградский проспект, Варшавское шоссе, МКАД», – поясняет зам-главы департамента строительства Петр Аксёнов.
С другой стороны, ЮВХ станет частью более масштабного транспортного проекта и фактически замкнет так называемое Большое хордовое кольцо, в которое также входят Северо-западная, Северо-восточная хорды и Южная рокада. «Хорды и рокада вместе образуют своего рода хордовое кольцо, но в то же время не просто «крутят» автомобильное движение, а обеспечивают возможность транзита за пределы Москвы. Это выгодно отличает хордовую модель от кольцевой», – поясняют в горадминистрации.
Поскольку остальные элементы этой новой кольцевой магистрали давно находятся в активной стадии строительства (например, СЗХ практически закончена), городские власти решили форсировать создание Юго-восточной хорды. «На отдельных ее участках мы уже начали работы. До конца первого квартала этого года будет готова вся градостроительная документация, а до конца года мы развернем строительство на всех участках трассы», – говорит Марат Хуснуллин.
Москомархитектура еще в конце прошлого года заявляла о разработке проектов планировки трех участков ЮВХ: от шоссе Энтузиастов до Грайвороновской улицы длиной 4,4 км, от Каширского шоссе до Шоссейной улицы длиной 2,57 км и от улицы Грайвороновской до улицы Шоссейной. В целом протяженность новой хорды составит 36 км: трасса пройдет от пересечения СВХ с шоссе Энтузиастов до пересечения МКАД с улицей Поляны в одном транспортном коридоре с Малым кольцом, Курским и Павелецким направлениями железной дороги. В ее состав также войдут участок шоссе Энтузиастов и улица Поляны.
По словам главы стройкомплекса, 18 из 36 км ЮВХ пройдет по эстакадам. Если считать с подъездными дорогами и проездами, то общая протяженность хорды составит около 70 км.
В составе магистрали также появится мост через Москву-реку протяженностью 270 метров.
Первый участок – от транспортной развязки на пересечении с Северо-восточной хордой и до развязки с Рязанским проспектом – планируется запустить до конца 2020 года. По словам Хуснуллина, в составе этого участка будут построены три крупные развязки и два путепровода через железнодорожные пути Казанского и Горьковского направлений. «Вторую часть хорды – от Рязанки до Южной рокады и дальше до транспортной развязки на пересечении с Пролетарским проспектом – планируем сдать до конца 2023 года. Здесь в проекте строительство эстакады над Грайвороновской улицей, а также развязки с Волгоградским проспектом, Каширским шоссе и мостом через Москву-реку в створе Шоссейной улицы. С запуском этого дорожного участка фактически замкнется новое транспортное кольцо из хорд и рокад», – говорит заммэра.
Впрочем, как уточняют в департаменте строительства, основной ход магистрали может быть закончен уже в 2021 году. «Нереального ничего не бывает, – заявил в интервью порталу «Москва 24» Петр Аксёнов. – А съезды и въезды на эстакады будут строить в 2022 году». Строительство полностью профинансируют из средств столичного бюджета: деньги уже заложены в Адресную инвестиционную программу города.
На последнем этапе ЮВХ должна выйти на территорию новой Москвы. Для этого магистраль свяжут (сейчас прорабатываются возможные варианты) с улицей Поляны, которая, в свою очередь, будет иметь выход на дорогу Солнцево – Бутово – Видное в ТиНАО. Напомним, что дорога Солнцево – Бутово – Видное, строительство которой должно полностью завершиться в 2021 году, фактически является дублером МКАД. Она соединяет между собой основные трассы новой Москвы – Калужское и Киевское шоссе. «Таким образом, Юго-восточная хорда обеспечит связь между старыми и новыми территориями города», – отмечают в стройкомплексе. Последний участок магистрали с выходом на МКАД и дальше в новую Москву, по словам Марата Хуснуллина, планируется достроить до конца 2025 года.