Уникальные технические особенности бассейна в «Лужниках» - Московская перспектива
Уникальные технические особенности бассейна в «Лужниках»

Уникальные технические особенности бассейна в «Лужниках»

Уникальные технические особенности бассейна в «Лужниках»
Уникальные технические особенности бассейна в «Лужниках»
Летом возрастает популярность бассейнов. Особенно ценятся те, где есть возможность купаться и загорать. Но даже в столице не так много центров, где можно плавать под открытым небом: короткое и не всегда жаркое московское лето не вдохновляет на строительство объекта, который востребован несколько месяцев в году. А зимняя эксплуатация открытых бассейнов – дорогое и хлопотное занятие. Создатель нового Дворца водных видов спорта «Лужники», основатель UNK project Юлий Борисов рассказал, как команда достигла компромисса, вынеся часть водного пространства на балкон и спроектировав раздвижную крышу.

Обсуждение прошло на форуме «АРХ Москвы» в ходе дискуссии «Дворцы воды. Архитектура для водных видов спорта». В профессиональной среде «дворцами воды» именуют три больших объекта: Дворцы водных видов спорта в Екатеринбурге, в Казани и в «Лужниках». Вступая в дискуссию, Юлий Борисов попутно рассказал, что сам термин появился с легкой руки мэра Москвы Сергея Собянина.

«Изначально по всем титулам и бумагам объект назывался «Центр водных видов спорта». Но когда на площадку приехал градоначальник, после осмотра он резонно спросил: «Какой же это центр? Это дворец!» И проект вполне справедливо сменил название», – рассказал архитектор.

Мимо своего детища Юлий Борисов ходит ежедневно: «Живу в 400 метрах от дворца, офис в 200 метрах. Это мое «дворовое место»: я и сам здесь занимался, и мои дети ходят. Этот проект был очень примечательный и инновационный для своего времени. Но в результате бесконтрольного применения химии со временем он стал небезопасен: бетон превратился в «губку» и просто разрушался», – пояснил архитектор.

В 2014 году был объявлен архитектурный конкурс на разработку проекта нового бассейна. Победителем стало архитектурное бюро UNK project. «Надо было найти образ бассейна: увеличить площадь с 20 тысяч квадратных метров до 60 и при этом не испортить весь образ «Лужников», – рассказал Борисов. Команда работала с историческим наследием: перед началом работ все здание оцифровали. Архитектурные элементы реконструировали: историческую часть барельефов поместили внутрь, а фасадную часть воссоздали в Турции на специальном производстве по фибробетону. Был сделан химический анализ камня, по спецтехнологиям создали аналогичный – и по составу, и по внешнему виду.

«Мы изготовили мокап размером 3 на 6 метров. Я решил подвезти его к каждому из объектов «Лужников» и посмотреть, как фасад будет работать с остальными зданиями. Большая спортивная арена к тому времени была уже реконструирована, а Малая еще нет. Сфотографировали, выложили в наши соцсети и провели голосование, чтобы коллеги высказали мнение.
Так коллективный разум, включая главного архитектора города, прошел наш тест на мокап, – рассказал Юлий Борисов.

Сотрудничество с турками не обошлось без конфузов: героев восстанавливаемых барельефов южане норовили одарить носами, размер и форма которых типична для коренного населения Турции. «Получались откровенные, простите за выражение, шнобели. В комплексе со славянскими лицами смотрелось нелепо. Чтобы не пополнить коллекцию архитектурных мемов, пришлось присылать фото того, что нам нужно», – рассказал архитектор. При проектировании важно было не нарушить симметрию композиции, но при этом требовалось увеличить объект в три раза. «Получилось органично: город за это время сам подрос, появились новые доминанты. Например, метромост – он на возвышенности. На дворец уже не смотрят с земли, так что пропорционального увеличения объемов зритель не заметил», – пояснил архитектор. Еще один объем нарастили путем применения стилистических элементов, свойственных авторам первоначального здания: Владимиру Лемпорту, Вадиму Сидуру и Николаю Силису.

«На станции метро «Электрозаводская» тот же авторский коллектив использовал круглые кессоны. Нам показалось уместным применить этот прием, словно мы глазами авторов реконструируем их же объект. Плюс на фасадной части использовали их же барельеф, который раньше был на задней части бассейна», – отметил Борисов. Увеличение объема объяснялось расширением функционала: помимо бассейнов в комплексе сейчас есть аквапарк с большой спа-зоной, серфинг-центр, рестораны и магазины. «В мире нет примеров, чтобы аквапарк размещали в многоэтажном здании. Обычно такие заведения помещают в одно- и двухэтажных ангарах. В нашем дворце восемь этажей, аквапарк – на четвертом», – рассказал архитектор.

Есть особенности и в планировке бассейнов. Во дворце три чаши: одна на 50 метров, две по 25 метров. «Так как это историческое здание, то в силу сложной конструкции здания два 25-метровых бассейна нам пришлось буквально подвесить. Они просто висят без опоры.

У одного из бассейнов раздвижное гидравлическое дно: его можно поднять-опустить, отрегулировав глубину. Это удобно людям с ограниченными возможностями и совсем маленьким. Чаши бассейнов сделаны из нержавеющей стали, что позволяет уменьшать количество химии, она не застаивается в швах. Это современная, передовая и популярная во всем мире технология», – отметил Юлий Борисов.

Главная техническая особенность комплекса – раздвижная кровля. Летом часть аквакомплекса может работать под открытым небом. «По этому же принципу строили кинотеатр «Ударник». Но сеанс под открытым небом, насколько я знаю, прошел лишь однажды. Наш объект открывается регулярно. И это не только «вау-эмоции», но и экономия на инженерке: нужно меньше осушать воздух. Это элемент «зеленого строительства». Больше подобных объектов с раздвижной крышей я не знаю», – пояснил архитектор.

Изначально бассейн был открытым. В память об этом из аквапарка сделали выплав, разместив его на балконе. Прием, когда уже при проектировании закладываются точки, где люди стопроцентно будут фотографироваться и публиковать фото в соцсетях, сейчас очень актуален. «Это популяризация объекта и архитектора, своеобразное промо. А еще это шикарный экспирианс для посетителя: он выплывает из помещения, а перед ним – вид на Воробьевы горы, университет. Максимально эффектно это выглядит, когда падает снег. Эта зона очень нравится девушкам, которые любят делиться своими снимками», – заключил Юлий Борисов.

О том, как Москва вошла в тройку мировых лидеров по темпам и объемам дорожного строительства, читайте тут.

О том, почему искусственный интеллект не заменит человека в госуправлении, читайте здесь. 

Теги: #