«В Москве произошла транспортная революция»

«В Москве произошла транспортная революция»

«В Москве произошла транспортная революция»
«В Москве произошла транспортная революция»
Марат Хуснуллин о главных проектах за девять лет работы на посту вице-мэра

Девять лет прошло с тех пор, как Марат Хуснуллин стал заместителем мэра Москвы, возглавив столичный Комплекс градостроительной политики и строительства. За эти годы под его руководством в городе реализованы и воплощаются в жизнь проекты и программы, преображающие Москву, превращая ее в один из лучших мегаполисов мира. О том, какими из них он особенно гордится, Марат Хуснуллин рассказал корреспонденту «Московской перспективы».

Марат Шакирзянович, недавно исполнилось ровно девять лет, как вы возглавили столичный стройкомлекс. За это время реализовано немало проектов, сделавших Москву более привлекательным, комфортным и удобным городом. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?

– Девять лет назад мэр Москвы поставил перед нами задачу, – превратить Москву в город, комфортный и удобный для всех. Поэтому каждый проект, которым мы занимались и занимаемся, шаг за шагом приближает нас к достижению этой цели. Но самым главным я считаю развитие транспортной инфраструктуры. В этой сфере мы добились потрясающих успехов. Это подтверждают и международные рейтинговые агентства, исследующие мегаполисы мира. По темпам развития мы в тройке мировых лидеров, а по интенсивности строительства метро и железнодорожной инфраструктуры – на первом месте. Но главное не в рейтингах, а в том, что за девять лет для пассажиров открыли 155 км новых линий и 81 станцию метрополитена и МЦК – это 50% от той протяженности метро, что была в 2010-м. Станции подземки и МЦК в пешеходной доступности получили четыре миллиона москвичей – почти треть населения города. Люди стали экономить свое время. Частично освободились и дороги, так как у многих отпала необходимость пользоваться автомобилем или автобусом. Москва уже пятый год подряд не является мировым лидером по пробкам, хотя рост автомобилизации по-прежнему очень высокий. Стали развиваться территории, некогда считавшиеся депрессивными, а толчок этому дало именно повышение их транспортной доступности. Считаю это очень серьезным успехом.

В транспортное строительство мы направляем до 70% всей Адресной инвестиционной программы – колоссальные деньги. Мы посчитали: каждый рубль, вложенный в развитие скоростного транспорта в пешеходной доступности, приносит три рубля внебюджетных инвестиций и дополнительные налоги.

Еще один проект, о котором я хотел бы сказать особо в контексте развития всей транспортной инфраструктуры, – это программа строительства ТПУ на станциях метро, радиальных железнодорожных веток и МЦК. Такие хабы не только обеспечивают удобные пересадки с одного вида транспорта на другой, но и служат катализаторами развития прилегающих территорий, дают мощный стимул к привлечению инвестиций в городскую экономику. Проекты предусматривают комплексную застройку с обязательным формированием рабочих мест. Внутри хабов – различные сервисы для горожан. Таким образом, концентрируя все в одном месте, мы повышаем коэффициент шаговой доступности и обеспечиваем высокую мобильность населения. Это одни из основных слагаемых успешности развития любого мегаполиса.

Совсем недавно запущены два МЦД. Можно ли в связи с этим говорить о том, что у нас сложилась полноценная столичная агломерация?

– Это многогранный проект, от которого городу и жителям только плюсы. По сути, произошла транспортная революция – железная дорога начинает работать как полноценное наземное метро. Напомню, что МЦД – плод совместных усилий с нашими коллегами из ОАО «РЖД», Минтранса России и правительства Московской области. поездки в Москву и обратно стали существенно дешевле для жителей области. Если прежде они доезжали из своих городов до ближайшей станции метро и спускались под землю, поскольку дальнейшая поездка на электричке выходила дороже, то сейчас по диаметрам они за те же деньги могут пересечь всю столицу, а при необходимости еще и бесплатно пересесть на метро или МЦК. Конечно же, диаметры серьезно повлияют на развитие территорий, через которые они проходят, ведь туда придут инвесторы и начнут строить жилье, инфраструктуру, появятся новые рабочие места. Словом, грандиозный проект!

Запуск диаметров стал еще одним практическим шагом к тому, что сегодня мы можем сказать: Московская агломерация существует. Кстати, это один из основных приоритетов нашей работы все эти годы. Почему мы придаем этому такое большое значение? Потому что именно агломерационное развитие является главным сценарием экономического роста как Москвы, так и области. Основной критерий успешности – вопрос транспортной связанности территорий, что обеспечивает высокую мобильность населения. И в этой связи мы вместе с нашими коллегами из правительства области сделали и делаем немало. Это и реконструкция вылетных магистралей – связующих дорожных артерий, и строительство новых станций метро, расположенных на территориях как города, так и области, например, «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Котельники», «Новокосино». Cтроится ЦКАД, связывающая населенные пункты ТиНАО и Подмосковья.

2019 год ознаменовался завершением строительства Северо-западной хорды. А что в целом вы можете сказать об итогах дорожного строительства за девять лет? Есть ли в этой сфере знаковые проекты девятилетки?

– За девять лет, с учетом тех объектов, что будут введены до конца года, в Москве построено 913 километров дорог – более 16% улично-дорожной сети Москвы, существовавшей по состоянию на 2010 год. Ежегодно мы строим и реконструируем по 100 километров. Но самое главное – активно занимаемся искусственными сооружениями: сдаем по 20–30 тоннелей, эстакад и мостов в год. Это очень важно, поскольку эти объекты обеспечивают связность городских кварталов и районов. С 2011 года введено 268 таких сооружений – 30% всего, что было построено прежде. Такими результатами не может похвастаться ни один мегаполис в мире. По темпам прироста дорог мы являемся мировыми лидерами наряду с Пекином и Нью-Йорком. Поэтому одним из наших ключевых проектов я бы назвал не какой-то конкретный объект, который мы построили, а развитие улично-дорожной сети в целом.

Мы реконструировали все ключевые вылетные магистрали и развязки на МКАД, избавились от «бутылочных горлышек». Сейчас работаем над очередным этапом реконструкции Кольцевой автодороги, в рамках которой полностью превратим ее в первоклассную высокоскоростную магистраль. К тому же реализуем такой грандиозный проект, как хордовое кольцо, который изменит логистику движения, что очень важно.

Строительство Северо-западной хорды уже завершено, Северо-восточная готова на 70%, в течение двух-трех лет достроим Южную рокаду и Юго-восточную хорду. В 2023 году хордовое кольцо поедет.

Масштабы транспортного строительства в Москве действительно поражают. В то же время ключевым показателем успешности строительной отрасли является ввод недвижимости и в целом развитие этого рынка.

– Все верно. Динамика строительства недвижимости напрямую влияет на экономику Москвы. И хочу сказать, что за девять лет мы добились того, что сегодня по темпам строительства зданий Москва занимает 4-е место в мире среди крупнейших мегаполисов, обгоняя Нью-Йорк. В последние годы мы ежегодно вводим более 8,5 миллиона кв. метров недвижимости, а 2019-й войдет в историю как рекордный: мы уже по состоянию на начало декабря ввели 10 миллионов «квадратов», включая 4,3 миллиона кв. метров жилья. А год еще не завершен, так что показатели будут выше. Беспрецедентные объемы.

В последующие годы мы видим только рост, так как серьезно увеличим объемы жилищного строительства. Мэр поставил задачу обеспечить горожан комфортным, современным и доступным жильем. А в Москве этот показатель пока остается одним из самых низких, если сравнивать с другими столицами: 19,9 кв. метра на человека, тогда как в других мегаполисах от 30 до 40 «квадратов». Но поскольку мы привели на территории развития транспорт, это неминуемо сказалось и скажется в будущем на росте объемов жилья. Чем больше предложений будет на рынке, тем лучше: стабилизируются цены, а значит, квартиры будут покупаться активнее. Тем более что развивается институт ипотеки.

Говоря о жилищном строительстве, невозможно не упомянуть самый, пожалуй, масштабный проект – программу реновации. Как она развивается?

– Программа набрала очень хорошие темпы и вошла в активную стадию реализации. 49 домов уже ввели в эксплуатацию, 44 из них переданы под заселение. Началось переселение 17,2 тысячи жителей из 92 хрущевок. Причем 12,3 тысячи человек справили новоселье. 15 домов, из которых москвичи переселились в новые, снесены.

Для нас очень важно, что 99% участников программы переезжают в новые квартиры без всяких вопросов – жилье им нравится. В настоящее время идет строительство еще 143 домов и 65 проектируется. На данный момент подобрали и утвердили 361 – более чем на 5 миллионов «квадратов». И это, кстати, считаю настоящей победой 2019 года, поскольку именно такой градпотенциал позволит поднять первую волну, которая охватит все районы, где начнется строительство новых домов и переселение.

До 2024 года планируем обеспечить подбор дополнительных стартовых площадок, спроектировать и построить 7 миллионов кв. метров нового жилья, начать переселение 25% участников программы реновации. Самое главное, что выгоду от этого получат не только они сами, но и жители соседних с ними районов, ведь мы не просто строим новые жилые дома, а создаем рядом полноценную инфраструктуру – со школами, садиками, объектами медицины, спорта, культуры, с благоустроенными дворами и зонами отдыха. А этим будут пользоваться все.

– Вы сказали о формировании в кварталах реновации полноценной социальной инфраструктуры. А как с этим обстоят дела в масштабах всей столицы?

– Основное, на что обратил внимание мэр Москвы девять лет назад, – все юные москвичи должны быть обеспечены достаточным количеством мест в садиках и школах в пешеходной доступности. Горожане должны получать и качественные медицинские услуги рядом с домом. Формирование такой среды является частью нашей общегородской стратегии по построению города шаговой доступности. В итоге уже сегодня мы пришли к тому, что в 75% районов соцобъекты в шаговой доступности от жилья. По этому показателю Москва опередила Лондон и Нью-Йорк.

За девять лет ввели 269 детских садов, 106 школ, 88 объектов здравоохранения. Благодаря тому, что мы подключили к этой работе инвесторов, стали возводить соцобъекты темпами, опережающими строительство жилья.

Особо хочу отметить и реализацию крупных проектов в таких сферах, как здравоохранение и культура. Один из главных – создание медицинского кластера «Сколково» с лучшими клиниками мира, где москвичи смогут получать высококлассные медицинские услуги, теперь за ними не нужно ехать за рубеж.

Какие еще проекты, на ваш взгляд, заслуживают того, чтобы быть вписанными в историю Москвы 2011–2019?

– Еще один мощный проект – создание общественных пространств. Самым крупным и ярким стал, конечно же, парк «Зарядье», завоевавший множество международных наград и призов, попавший в топ-5 основных достопримечательностей Москвы. Реализуется и проект развития прибрежных территорий Москвы-реки, который позволит снять замок с набережных и сделать их доступными для всех.

Одним из важнейших проектов комплексного подхода к формированию территорий Москвы считаю развитие «Большого Сити». Проект многогранный, включает реконструкцию и благоустройство набережных, строительство социальных объектов и иной инфраструктуры делового центра «Сити», а самое главное – обеспечение этой территории высокой транспортной доступностью. Здесь проходят хорда, метро и железная дорога. Кстати, именно здесь будет построен и уникальный Национальный космический центр, который, несомненно, станет гордостью страны.

Теги: #