Возвращение берегов
20 февраля в выставочном пространстве на Брестской, 6, открылась экспозиция, посвященная проектам благоустройства столичных набережных. Выставка, организованная при поддержке департамента градостроительной политики Москвы, продлится до 28 февраля. Архитекторы представили десятки идей, которые помогут полностью переосмыслить береговое пространство, сейчас недоступное москвичам из-за промзон, заброшенных территорий и оживленных автодорог вдоль рек.
ходе деловой программы выставки эксперты и девелоперы обсудили перспективы освоения промзон, которые в больших количествах примыкают к Москве-реке. Промышленные кластеры после редевелопмента интересны инвесторам и публике, а проекты на набережных будут интересны вдвойне, уверены эксперты.
В общей сложности берега Москвы-реки протянулись на 160 километров только в границах города. Большая их часть еще недавно была «зоной отчуждения» – перспектива прогуляться вдоль шестиполосной Павелецкой набережной или среди заборов и бурьяна у Симоновского монастыря не выглядит привлекательной. Исправить положение призвана программа «Москва-река». С момента ее старта благоустроено почти 60 километров набережных. В ближайшие несколько лет преобразится еще 70.
Сложно вспомнить проект реновации промзоны в Москве, который был бы неудачным. Старые цеха прекрасно трансформируются в лофты и креативные пространства, быстро становятся культовыми местами для творческой молодежи и очагами инвестиционной привлекательности. Более современные комплексы без исторической ценности можно превратить в бизнес-центры и апарт-отели.
Во-первых, это красиво. Старые промышленные здания, получив архитектурную подсветку и грамотное благоустройство территории, начинают играть новыми красками. Завод «Арма» стал стильным бизнес-кварталом. «Красный Октябрь» – архитектурной доминантой стрелки Москвы-реки и Водоотводного канала, культурный центр «ЗИЛ» сохранился как конструктивистский памятник, наполненный новым содержанием.
Во-вторых, это прибыльно. Промзоны расположены по всей территории города, в том числе в самом центре. Сейчас невозможно развернуть крупный девелоперский проект в центральных зонах мегаполиса, а реновация промзон во всем мире дает такую возможность.
В-третьих, это полезно для города. Территории промзон выпадают из городской жизни, бюджет не получает налоги, сами районы притягивают асоциальные элементы. К массиву полузаброшенных складов нецелесообразно подводить общественный транспорт, а к креативному кластеру в том же месте – вполне.
Вдоль Москвы-реки расположено значительное количество промышленных территорий разной степени заброшенности.
За исключением пешеходной Якиманской набережной, почти все проекты после редевелопмента продолжают граничить с широкими дорогами без прогулочных зон на берегу. Это существенно ограничивает возможности развития территорий, поскольку без пешеходного трафика не будет развиваться стрит-ритейл и малый бизнес.
Проекты благоустройства берегов и создания зеленых зон призваны исправить этот перекос. «Еще недавно большая часть береговой линии была недоступна или некомфортна для горожан. Она представляла собой оживленные автотрассы, заросшие берега или закрытые промзоны. Новые набережные проектируются по новым правилам – дорога отступает от воды, уступая место пространству для людей», – заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
Часть набережных, например Кремлевская и Лужнецкая, уже преобразились, но работы осталось много. Программа «Моя улица», изменившая до неузнаваемости центр Москвы, сдвигается к берегам.