Все, что нужно знать при покупке коммерческой недвижимости - Московская перспектива
Все, что нужно знать при покупке коммерческой недвижимости

Все, что нужно знать при покупке коммерческой недвижимости

Все, что нужно знать при покупке коммерческой недвижимости
Все, что нужно знать при покупке коммерческой недвижимости
Инвестиции в коммерческую недвижимость продолжают оставаться самым надежным инструментом. Это видно из текущей ситуации на рынке и подтверждается мнением аналитиков. Все дело в том, что в отличии от банковских вкладов, покупки ценных бумаг и валюты здесь ситуация более стабильная. Сооснователь компаний “1Капиталь” и Business Planner Дмитрий Соломников рассказал читателям МП, что из себя представляет рынок коммерческой недвижимости сегодня, как правильно выбрать помещение для инвестиций и почему очень важно разрабатывать финансовую модель. Далее - прямая речь.

Игроки рынка недвижимости
На рынке коммерческой недвижимости представлены разные группы игроков. У каждой из них своя мотивация.

Предприниматели. Это те люди, которые занимаются созданием недвижимости (возводят новые здания, формируют готовый арендный бизнес (ГАБ), в целом воплощают идеи в жизнь). Они создают добавочную стоимость. Основной мотивацией для них является получение прибыли. Они могут либо строить объекты с нуля, либо проводить редевелопмент. Например, купить “убитое” помещение в цоколе жилого дома, расположенном в центре города, сделать ремонт по заданной концепции и продать “красивый продукт”: отремонтированное помещение с арендаторами.

Инвесторы. Эта та категория людей, которые сами не занимаются строительством объектом и их управлением, но выделяет на эти цели финансирование. Благодаря инвестору все и работает. Инвестором может выступать банк, фонд, так и обычное физическое лицо. Их задачей является получение процента с вложенного ими капитала. Например, инвестор может предоставить капитал предпринимателю под строительства магазина, в котором в последующем разместится магазин “Пятерочка”. И после запуска объекта в эксплуатацию продать объект, как ГАБ, заработав определенную норму прибыли. К категории инвесторов относятся и собственники коммерческой недвижимости.

Агенты. Это отдельная категория, которая постепенно себя изживает. По сути, сейчас агенты не несут большой ценности и для предпринимателя, и для инвестора и в целом бизнесу. Их целью является получение комиссии со сделки. Например, я наблюдаю уже второй год, как разные агентства недвижимости пытаются сдать одно и тоже торговое помещение. При этом, арендная ставка не снижается, а в помещении не проводятся никакие улучшения. Очевидно, что рынок не готов снять помещение в текущем состоянии. Но агенты используют стратегию “ждем у моря погоды”.

Брокеры. Ими могут выступать как частные лица, так и компании. Это те люди, которые разбираются в недвижимости, у них есть связи, контакты с потенциальными арендаторами (в том числе и торговыми сетями) и потенциальными покупателями. Эти люди понимают, какая сейчас ситуация на рынке, какая недвижимость наиболее ликвидная. Они могут определить наиболее эффективное использование помещения, отвечая на вопрос: “какая функция принесет собственнику больше?”. Например, размещение в помещении dark kitchen, индивидуальных кладовок или кабинетов бьюти мастеров. Мотивацией также выступает получение комиссии или процента от потенциальных арендных платежей.

Оценщики. Их задачей является максимально правильно и корректно оценить рыночную стоимость помещения.
Банки. Несмотря на то, что банк может выступать инвестором, его стоит выделить в отдельную категорию. Банки согласовывают отчет об оценке, проверяют все документы. Для них такие объекты являются непрофильными активами, а их цель — это заработать деньги.

Кто инвестирует
Инвесторов можно разделить на два вида. Это физические лица с небольшим капиталом (10-15 млн рублей) и крупные инвесторы, которые готовы покупать большие помещения и строить объекты с нуля. У них есть соответствующий капитал или источники его привлечения.

Стоит отметить, что первая категория инвесторов очень нестабильна. В текущих условиях многие люди не очень стремятся инвестировать в недвижимость. Мотивируют они это тем, что она принесет им доход в 12-13% годовых, в то время как депозит сегодня — 20-21% годовых. Сейчас доля таких инвесторов в недвижимость минимальна. Но данным инвесторам нужно ответить себе на следующий вопрос: что будет с ценами на недвижимость, когда Центробанк начнет снижать ключевую ставку, а люди начнут снимать с депозитов более 50 трлн. руб. своих накоплений?

Крупные же инвесторы вкладываться не перестали. Все дело в том, что любая недвижимость в любой стране мира всегда являлась хорошим защитным активом, который в цене не упадет. Богатые люди, как правило, более половины своего капитала хранят именно в недвижимости.

Виды коммерческой недвижимости
Коммерческая недвижимость бывает нескольких типов. Это офисы, складская недвижимость и торговые помещения.
Отдельно стоит выделить апартаменты. Данный вид недвижимости существует уже давно, но популярным стал в последний 5-10 лет. Люди стали активно инвестировать в данный сегмент, так как он гарантировал определенную норму доходности. В некоторых случаях речь шла о доходе в 10-15% плюс прирост стоимости самих апартаментов. Но в Москве сейчас вышел законопроект, запрещающий строить апартаменты, т.к. в этот сегмент пришло слишком много игроков, которые стали играть “не по правилам”.
Поэтому рассмотрим первые три типа недвижимости более подробно.

Какую недвижимость стоит покупать

Офисы
Несмотря на экономическую ситуацию и нехватку кадров, многие компании расширяются и приобретают офисные помещения. На сегодня офисная недвижимость является одним из самых стабильных направлений. Но есть одно существенное «но». Все дело в том, что арендная ставка в офисах ниже, чем в торговых помещениях. А вот стоимость самих помещений сопоставима. Это значительно увеличивает сроки окупаемости. За последнее время ввод новых объектов в данном сегменте значительно сократился. Виной всему высокие процентные ставки по кредитам и возникающие из-за этого сложности с привлечением финансирования. Все это в будущем может стать причиной дефицита предложения и привести к росту арендных ставок.
Однако на текущий момент дефицита офисных помещений не наблюдается. Например, в Санкт-Петербурге запас свободных площадей составлял по последним данным где-то около 3-5%.

Многие проекты в сегменте офисной недвижимость сегодня общей площадью (едиными лотами) не продаются. Поэтому собственники разделяют свои бизнес-центры на отдельные помещения (отдельные кадастры), и затем уже продают все здание разделенное по маленьким офисам. Плюсом в этом является возможность купить качественный и красивый офис. А минусом является то, что собственник здания, в лучшем случае, после продаже на какое-то время становится управляющей компанией. Но в любой момент он может отказаться от обслуживания здания, возложив эту работу на многочисленных собственников.
Нужно не забывать, что собственник заинтересован в том, чтобы продать помещение и получить с этого максимум дохода. Именно поэтому, если объект единым лотом не продается, то он делит помещение и продает его уже таким образом. В таких бизнес-центрах нужно очень внимательно читать договор при покупке, чтобы потом не оказалось, что вам еще надо будет заниматься и обслуживанием здания вместо с другими совладельцами офисных помещений.

Складские помещения
Складские помещения — это прерогатива, как правило, крупных инвесторов. Это достаточно большие и капиталозатратные проекты. Инвестиции составляют в среднем от 40 млн рублей, что розничный инвестор позволить себе попросту не может.
Такая большая сумма обоснована тем, что сначала надо приобрести землю, подвести коммуникации, согласовать и возвести объект. Вот только вопрос с коммуникациями может затянуться из-за бюрократических проволочек. Да и стоимость подключения к коммуникациям достаточно высока.

На рынке складской недвижимости уже сейчас наблюдается дефицит. Новые помещения снимают в аренду как «горячие пирожки, а их арендная ставка уже сопоставима со стоимостью офисов класса А. Ситуация в этом плане достаточно уникальная. Все дело в том, что офисная недвижимость, как правило, стоила дороже. Впрочем, рынок должен насытится и цены поползут вниз. Но ближайшая перспектива пока не столько очевидная.

Торговые помещения
Торговая недвижимость, пожалуй, остается самым популярным направлением для инвестиций. Однако и здесь существуют свои нюансы, которые важно учитывать. К примеру, существуют так называемые торговые центры, которые распродаются по частям. Покупать в них помещения очень рискованно (по аналогии с продажей отдельных офисов в БЦ). К примеру, вы купили помещение на втором этаже такого ТЦ, а первый этаж «заселили» непонятно кем. В итоге люди попросту могут не дойти до второго этажа.
Другим вариантом торговых помещений является стрит-ритейл. Тут одним из главных игроков является застройщик. Ранее продажа коммерческих помещений была для них мучением, а цены порой были ниже, чем на жилье. Сейчас же цены в среднем сравнялись, а коммерция иногда даже стоит дороже.И потенциальному инвестору нужно внимательно следить за ситуацией с ценами на рынке. Нужно внимательно оценивать не только предложение от застройщиков и продавцов, но и непосредственно саму локацию. Изучать трафик, конкуренцию, потенциальных арендаторов. Причем заниматься этим вопросом надо до покупки помещения.

К примеру, у вас есть помещение в спальном районе, где основной контингент - это люди в возрасте с небольшим уровнем дохода. Соответственно, сдавать это помещение под дорогую кофейню или магазин модной импортной одежды попросту неправильно. Никто туда не пойдет. А вот продуктовый дискаунтер, секонд-хенд или магазин недорогих товаров для дома будет здесь в самый раз. Очень важно, чтобы ваша желаемая арендная ставка укладывалась в финансовую модель арендатора.
Самыми лакомыми кусочками в стрит-ритейле являются помещения площадью до 50 кв.м. с отдельным входом, витринной и обеспеченные электричеством (минимум 20-25 кВт). Такое помещение, если оно находится в нормальной локации и на первой линии, очень быстро найдет своего арендатора.

Как правильно оценить торговое помещение?
Перед покупкой помещения необходимо просчитать финансовую модель. Это можно сделать самостоятельно или же с привлечением оценщика. При этом нужно привлекать специалиста, который бы имел опыт работы с такими объектами.
На что же в первую очередь смотрит оценщик? Если мы проводим оценку на основе дохода, то на арендные ставки в аналогичных помещениях в этой локации, которые сейчас сдаются в аренду. Если, к примеру, рядом есть 5 помещений со ставкой в 2.000 рублей за кв.м / месяц, то они и будут учитываться. Но тут нужно учесть, что контрактная арендная ставка не всегда совпадает с желаемой: арендатор может заключить договор как по ставке 1.500 рублей за кв.м / месяц, так и по ставке 2.500 рублей за кв.м / месяц. В первом случае речь идет о помещении, которое более 6 месяцев не может найти арендатора, во втором - о помещении, на которое имеется очередь. Реальный пример: собственник приглашает всех арендаторов на встречу в один день и одно время. А договор подписывается с тем, кто предложит самую высокую ставку. Но такое возможно только в качественной локации: дома новых годов постройки (от 2020-х), высокая плотность платежеспособного населения (от 4.000 домохозяйств в радиусе 5 минут пешком), высокий уровень дохода на семью (от 200.000 рублей / месяц), высокий трафик (от 800 человек).

Оценщик определяет рыночную стоимость и отчет передает в банк для получения кредита на покупку помещения. Однако банки в последнее время стали брать эту работу на себя. Дело в том, что у них имеется недоверие к независимым оценщикам, которые могут завысить стоимость помещения по просьбе заказчика. Банки же при выдаче кредита учитывают все риски и закладываю некую скидку. По сути разница между оценкой и реальной стоимостью становится первоначальным взносом.
Именно для этого и нужно рассчитывать финансовую модель при покупке недвижимости самостоятельно, полагаясь только на себя, на собственные силы, или обращаясь к специалистам рынка. Важно учесть, что финансовая модель, пусть и приблизительная, должна быть всегда.

Финансовая модель — это очень важный инструмент, чтобы определиться еще до покупки: подходит ли конкретное помещение нам “по цифрам” или нужно искать другое? При этом, никогда нельзя верить продавцам помещений о потенциальной арендной ставке и возможной окупаемости помещения. Для этого мы и создаем финансовую модель.

Сравнение доходности в коммерческой недвижимости и в жилой
В связи с тем, что доступность покупки жилой недвижимости из-за цены выше (стоимость жилой недвижимости от 6-7 млн. руб. в городах миллионниках, коммерческой- от 15-20 млн.руб), многие инвесторы выбирают покупку жилья и последующую сдачу его в аренду. При этом, средняя доходность от инвестиций в жилую недвижимость составляет 5%, а в коммерческую недвижимость - 7-10% (при корректном подборе объекта).

Например, мы можем приобрести однокомнатную квартиру в Санкт-Петербурге за 8 млн.руб и сдавать ее за 32.000 руб./мес = 5% годовых. При этом, в теории, мы можем найти за эти же деньги торговую недвижимость, площадью 29 кв.м (расчет исходя из средних цен) и сдать под кофейню, вейп или продажу трикотажа по ставке 52.000 руб./мес = 8% годовых. Такая низкая доходность коммерции в данном примере обусловлена маленькой площадью помещения. Стоимость 1 кв.м при покупке 10 кв.м может составлять 400.000 руб/кв.м, а при покупке 100 кв.м - 250.000 руб. / кв.м. Поэтому более эффективным является работа с бюджетами от 15-20 млн.руб. и выше.

Но у коммерции есть существенные преимущества, давайте разберем на примере стрит ритейла:
• Дефицит качественных площадей. Если при покупке вы выбрали “правильный” объект, то его доходность может доходить до 12-14%. И на него будет всегда очередь из арендаторов;
• Безусловная индексация арендной ставки на 5-10% каждый год. Арендаторы в коммерции привыкли к индексации, т.к. инфляция закладывается в цену его продукта. В связи с ростом цен пропорционально увеличивается выручка. И арендатор также пропорционально может увеличить платеж по арендной плате;
• Нет необходимости делать текущие ремонты. При сдаче в аренду жилья, арендатор за время проживания может значительно ухудшить состояние квартиры. И собственник будет вынужден проводить все ремонты за свой счет. В коммерции арендатор сам делает ремонт под себя и поддерживает помещение в хорошем состоянии;
• Более низкая сменяемость арендаторов. Если продукт (услуга) арендатора подходит под целевую аудиторию локации, то он может снимать помещение 5-10 и более лет;
• Рост узнаваемости места. Со временем собственнику легче искать арендаторов, т.к. помещение и его трафик “раскачивается.
• Но жилой недвижимости строится на порядок больше, чем коммерческой. И традиционно в нашем обществе принято покупать именно жилье.

Теги: #