«Я навсегда москвич!» - Московская перспектива

«Я навсегда москвич!»

«Я навсегда москвич!»
«Я навсегда москвич!»
Исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова

Имя Антона Павловича Чехова известно, наверное, каждому, кто умеет читать. Гениальный прозаик и драматург, он обладал тончайшим чувством юмора, любил и умел применять емкие фразы, западающие в память. Многие из них вошли в нашу речь настолько прочно, что кажутся народной мудростью, как, например, знаменитые «краткость – сестра таланта» или «если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Жизнь писателя была тесно связана с Москвой, он знал и любил этот город. И даже когда резкое ухудшение здоровья заставило драматурга поселиться на юге, он не упускал ни единого шанса вновь оказаться здесь.

Впервые Антон Чехов увидел Москву семнадцатилетним юношей – он приехал сюда весной 1877 года из родного Таганрога на каникулы. «Если только кончу гимназию, прилечу в Москву на крыльях, мне она очень понравилась», – писал он в письме брату Михаилу. Мечта литератора сбылась через два года.

Первым жильем Чехова в Москве была маленькая сырая квартирка в доме на Трубной улице. В те времена район назывался Грачевка и имел дурную славу. «Здесь пахло сыростью, и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих» – так описывал Чехов свою первую квартиру. В скором времени семья Чеховых переезжает в соседний дом № 23. Именно здесь родились первые рассказы, которые принесли Антону Павловичу известность в литературных кругах. Сегодня на первом этаже дома № 23 находится антикварный букинистический магазин «Вишневый сад».

В Москве Антон Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени Сеченова. Занятия он совмещал с постоянной литературной работой. Практику писатель проходил в Ново-Екатерининской больнице. В 1883–1884 годах Антон Павлович наблюдал здесь больных в терапевтической клинике и в клинике нервных болезней, сдавал зачеты и занимался хирургией. Здание в стиле классицизм, спроектированное Матвеем Казаковым, находится на Страстном бульваре у Петровских ворот. В 2015 году усадьба стала лауреатом конкурса «Московская реставрация» в номинациях «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ» и «За лучший проект реставрации». С 2015 года бывшая Ново-Екатерининская больница входит в комплекс Московского парламентского центра. 

В августе 1886 года писатель переехал в дом № 6 на Садово-Кудринской площади. Здание ярко выделяется на фоне своих соседей благодаря цвету и двум эркерам с высокими окнами. «Дом-комод либерального, красного цвета» – так описывал его гениальный жилец. Именно здесь писатель создал рассказы и пьесы «Каштанка», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Степь», «Огни», «Иванов». В квартире часто собирались представители творческой интеллигенции: Григорович, Короленко, Плещеев, Чайковский, Левитан, Немирович-Данченко, Гиляровский и другие. «Приходи вечером в «комод» – весело проведем время» – так Чехов звал в гости друзей. К сороковой годовщине смерти Чехова в доме на Садовой-Кудринской улице создали музей писателя. Сейчас он закрыт на реставрацию и откроется в следующем году. Но с апреля экспозиция «Чеховская Москва» откроется в здании Гослитмузея на Зубовском бульваре.

Первое драматическое произведение, пьесу «Иванов», в 1887 году поставили в Московском драматическом театре Федора Адамовича Корша. По словам самого Антона Павловича, родилась на свет она так: «Как-то был я в театре Корша. Шла новая пьеса. Вычурная, препротивная. Ни складу, понимаешь, ни ладу. Я и начал, что называется, разносить пьесу. А Корш ехидно и говорит: «А вот вы вместо того, чтобы критиковать, лучше взяли бы да сами написали пьесу». Я говорю: «Хорошо, и напишу». Так и произошел «Иванов». Позднее на сцене Театра Корша были поставлены чеховские водевили «Медведь» и «Свадьба». Сегодня в историческом здании, построенном в псевдорусском стиле по проекту архитектора Михаила Чичагова, располагается Театр Наций. Фасад дома в Петровском переулке украшают элементы древнерусской архитектуры и изразцовые панно, а кровлю – многочисленные башенки, придающие зданию сходство со сказочным теремом.

В 1890 году писатель отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Местная администрация запрещала общаться с политзаключенными, но писатель это правило нарушал. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей. После поездки Антон Павлович поселился на Малой Дмитровке. Здесь, в доме № 29, были написаны рассказы «Дуэль», «Попрыгунья», а также публицистическая книга «Остров Сахалин». Сегодня здание является филиалом выставочного объединения «Манеж» и носит название «Домик Чехова». Флигель, в котором он жил, включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

В марте 1892 года Антон Павлович купил имение в подмосковном Мелихове, где написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» – всего более 40 произведений. Сегодня в Мелихове находится один из главных Чеховских музеев России.

С драматургией Антона Павловича неразрывно связан Московский Художественный театр, который в 1898 году создали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. В первом театральном сезоне на сцене гремела чеховская «Чайка», в дальнейшем здесь были поставлены «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Знаменитая система Константина Станиславского родилась во многом благодаря произведениям Антона Павловича. Спустя сто лет, в 1989 году, театру присвоили имя писателя. В историю театра литератор внес и материальный вклад – во время реконструкции он стал одним из пайщиков. Над проектом реконструкции театра работал Федор Шехтель. А знаменитый горельеф «Пловец» скульптора Анны Голубкиной появился на фасаде в 1903 году. С судьбой писателя связано еще одно столичное здание, расположенное рядом с редакцией «Московской перспективы». Это дом № 2 в Романовом переулке, в котором в конце 1800-х годов располагался Охотничий клуб. Здесь проходили репетиции труппы Московского художественного театра, на одной из которых драматург познакомился со своей будущей женой – Ольгой Книппер.

В последние годы жизни у писателя обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде на юг. Сначала он жил в Ницце, потом в Париже, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте. Зимы 1902 и 1903 годов Антон Павлович вынужденно жил в Крыму, но как только позволяли обстоятельства, приезжал в Москву. В апреле 1904 года писатель приехал в столицу и поселился в доме № 24 в Леонтьевском переулке. Сильно простуженный, изможденный, Чехов не выходил из дома, а все его окружение настаивало на срочном лечении за границей. В июне 1904 года писатель с женой отправились в Германию, а через месяц Антона Павловича не стало. По воспоминаниям Ольги Книппер, в ночь на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского...» После вновь лег спать и уже не проснулся. Утром 5 июля гроб с телом Чехова отправили в Москву. Похоронен Антон Павлович Чехов на Новодевичьем кладбище.