«Я навсегда москвич!»
Имя Антона Павловича Чехова известно, наверное, каждому, кто умеет читать. Гениальный прозаик и драматург, он обладал тончайшим чувством юмора, любил и умел применять емкие фразы, западающие в память. Многие из них вошли в нашу речь настолько прочно, что кажутся народной мудростью, как, например, знаменитые «краткость – сестра таланта» или «если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Жизнь писателя была тесно связана с Москвой, он знал и любил этот город. И даже когда резкое ухудшение здоровья заставило драматурга поселиться на юге, он не упускал ни единого шанса вновь оказаться здесь.
Впервые Антон Чехов увидел Москву семнадцатилетним юношей – он приехал сюда весной 1877 года из родного Таганрога на каникулы. «Если только кончу гимназию, прилечу в Москву на крыльях, мне она очень понравилась», – писал он в письме брату Михаилу. Мечта литератора сбылась через два года.
Первым жильем Чехова в Москве была маленькая сырая квартирка в доме на Трубной улице. В те времена район назывался Грачевка и имел дурную славу. «Здесь пахло сыростью, и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих» – так описывал Чехов свою первую квартиру. В скором времени семья Чеховых переезжает в соседний дом № 23. Именно здесь родились первые рассказы, которые принесли Антону Павловичу известность в литературных кругах. Сегодня на первом этаже дома № 23 находится антикварный букинистический магазин «Вишневый сад».
В Москве Антон Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени Сеченова. Занятия он совмещал с постоянной литературной работой. Практику писатель проходил в Ново-Екатерининской больнице. В 1883–1884 годах Антон Павлович наблюдал здесь больных в терапевтической клинике и в клинике нервных болезней, сдавал зачеты и занимался хирургией. Здание в стиле классицизм, спроектированное Матвеем Казаковым, находится на Страстном бульваре у Петровских ворот. В 2015 году усадьба стала лауреатом конкурса «Московская реставрация» в номинациях «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ» и «За лучший проект реставрации». С 2015 года бывшая Ново-Екатерининская больница входит в комплекс Московского парламентского центра.
В августе 1886 года писатель переехал в дом № 6 на Садово-Кудринской площади. Здание ярко выделяется на фоне своих соседей благодаря цвету и двум эркерам с высокими окнами. «Дом-комод либерального, красного цвета» – так описывал его гениальный жилец. Именно здесь писатель создал рассказы и пьесы «Каштанка», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Степь», «Огни», «Иванов». В квартире часто собирались представители творческой интеллигенции: Григорович, Короленко, Плещеев, Чайковский, Левитан, Немирович-Данченко, Гиляровский и другие. «Приходи вечером в «комод» – весело проведем время» – так Чехов звал в гости друзей. К сороковой годовщине смерти Чехова в доме на Садовой-Кудринской улице создали музей писателя. Сейчас он закрыт на реставрацию и откроется в следующем году. Но с апреля экспозиция «Чеховская Москва» откроется в здании Гослитмузея на Зубовском бульваре.
Первое драматическое произведение, пьесу «Иванов», в 1887 году поставили в Московском драматическом театре Федора Адамовича Корша. По словам самого Антона Павловича, родилась на свет она так: «Как-то был я в театре Корша. Шла новая пьеса. Вычурная, препротивная. Ни складу, понимаешь, ни ладу. Я и начал, что называется, разносить пьесу. А Корш ехидно и говорит: «А вот вы вместо того, чтобы критиковать, лучше взяли бы да сами написали пьесу». Я говорю: «Хорошо, и напишу». Так и произошел «Иванов». Позднее на сцене Театра Корша были поставлены чеховские водевили «Медведь» и «Свадьба». Сегодня в историческом здании, построенном в псевдорусском стиле по проекту архитектора Михаила Чичагова, располагается Театр Наций. Фасад дома в Петровском переулке украшают элементы древнерусской архитектуры и изразцовые панно, а кровлю – многочисленные башенки, придающие зданию сходство со сказочным теремом.
В 1890 году писатель отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Местная администрация запрещала общаться с политзаключенными, но писатель это правило нарушал. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей. После поездки Антон Павлович поселился на Малой Дмитровке. Здесь, в доме № 29, были написаны рассказы «Дуэль», «Попрыгунья», а также публицистическая книга «Остров Сахалин». Сегодня здание является филиалом выставочного объединения «Манеж» и носит название «Домик Чехова». Флигель, в котором он жил, включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
В марте 1892 года Антон Павлович купил имение в подмосковном Мелихове, где написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» – всего более 40 произведений. Сегодня в Мелихове находится один из главных Чеховских музеев России.
С драматургией Антона Павловича неразрывно связан Московский Художественный театр, который в 1898 году создали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. В первом театральном сезоне на сцене гремела чеховская «Чайка», в дальнейшем здесь были поставлены «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Знаменитая система Константина Станиславского родилась во многом благодаря произведениям Антона Павловича. Спустя сто лет, в 1989 году, театру присвоили имя писателя. В историю театра литератор внес и материальный вклад – во время реконструкции он стал одним из пайщиков. Над проектом реконструкции театра работал Федор Шехтель. А знаменитый горельеф «Пловец» скульптора Анны Голубкиной появился на фасаде в 1903 году. С судьбой писателя связано еще одно столичное здание, расположенное рядом с редакцией «Московской перспективы». Это дом № 2 в Романовом переулке, в котором в конце 1800-х годов располагался Охотничий клуб. Здесь проходили репетиции труппы Московского художественного театра, на одной из которых драматург познакомился со своей будущей женой – Ольгой Книппер.
В последние годы жизни у писателя обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде на юг. Сначала он жил в Ницце, потом в Париже, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте. Зимы 1902 и 1903 годов Антон Павлович вынужденно жил в Крыму, но как только позволяли обстоятельства, приезжал в Москву. В апреле 1904 года писатель приехал в столицу и поселился в доме № 24 в Леонтьевском переулке. Сильно простуженный, изможденный, Чехов не выходил из дома, а все его окружение настаивало на срочном лечении за границей. В июне 1904 года писатель с женой отправились в Германию, а через месяц Антона Павловича не стало. По воспоминаниям Ольги Книппер, в ночь на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского...» После вновь лег спать и уже не проснулся. Утром 5 июля гроб с телом Чехова отправили в Москву. Похоронен Антон Павлович Чехов на Новодевичьем кладбище.