Юным москвичам – доступную среду для развития - Московская перспектива

Юным москвичам – доступную среду для развития

Юным москвичам – доступную среду для развития
Юным москвичам – доступную среду для развития
Более десяти лет назад мэр Москвы Сергей Собянин определил главную концепцию развития мегаполиса как города, комфортного и удобного для людей всех возрастов, в том числе и для самых юных жителей. В 2011 году в столице стартовала масштабная программа строительства объектов образования в рамках комплексного, сбалансированного развития территорий, учитывающая реальные потребности москвичей. С тех пор в городе открылось 302 новых детских сада и 110 школ

«Наша задача – создать для юных горожан благоприятную среду, способствующую их воспитанию и развитию, тем более что с каждым годом рождаемость в Москве растет, а значит, увеличивается и потребность в новых дошкольных учреждениях и школах», – отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Уже в текущем 2020/2021 учебном году в столичных учреждениях образования насчитывалось более полутора миллиона детей – почти на 40% больше, чем десять лет назад. Из них в садики 1 сентября прошлого года поступило около 435 тысяч детей – на 51% больше, чем в 2010/2011 учебном году. За этот же период вдвое выросло и количество детей в возрасте до трех лет в дошкольных группах, на 37% – с 749 тысяч до
1 млн 20 тысяч – увеличилось число школьников. Причем у 95% родителей появилась возможность выбирать для сыновей и дочерей садик и школу в своем районе проживания. Такое очевидное удобство доступно сегодня жителям далеко не всех мегаполисов, о чем свидетельствуют и результаты ежегодных международных рейтинговых исследований. Год назад авторитетное агентство PricewaterhouseCoopers (PwC) признало Москву городом с самой комфортной в мире инфраструктурой образования: более чем в 75% районов садики и школы находятся рядом с домом. По данному показателю российская столица обскакала и Лондон, и Нью-Йорк. Высокие темпы и объемы строительства поддерживаются и сегодня. Только с начала этого года в столице введено 10 объектов образования, рассчитанных на 2190 мест. Два из них – БНК к школе № 2109 в Южном Бутове на улице Брусилова и детский сад в Щербинке на Индустриальной улице – построены на бюджетные средства, а восемь (шесть детских садов на 1070 ребятишек и две школы, каждая на 700 учащихся) на деньги инвесторов, которые продолжают участвовать в создании в городе социальной инфраструктуры в шаговой доступности. Всего по итогам года в Москве планируется ввод 54 новых зданий: 22 детских садов и 32 школ. Из них около половины – инвесторские объекты.
Все больше и больше зданий садиков и школ возводится в Москве по оригинальным проектам, в которых учитывается и интересная архитектура, и привлекательная цветовая палитра интерьеров, и принципы визуализации, и комфортное зонирование помещений. Словом, все то, что должно радовать детей, создавать им позитивный настрой на весь день. «Мы делаем все для того, чтобы сделать объекты образования не только комфортными и удобными, но и привлекательными, имеющими свою изюминку», – рассказывает глава столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв. Среди наиболее ярких проектов можно выделить садик на 150 мест в составе школы в Западном Дегунине с классами-трансформерами и фасадом, расписанным в стиле Казимира Малевича, детский сад с фигурными окнами и разноцветными стенами, построенный на Первомайской улице в Восточном округе. В интерьерах детского сада, введенного в Коммунарке, использовали тактильные поверхности и насыщенную и позитивную цветовую гамму, для чего еще при проектировании специально советовались с детским психологом, а в новом садике, открывшемся в Очакове-Матвеевском, предусмотрели сенсорную комнату с материалами и тренажерами для развития органов чувств ребенка и даже оборудовали небольшую столярную мастерскую.
Дефицит территорий в условиях сложившейся уплотненной застройки подтолкнул столичный стройкомплекс к реализации еще одного уникального проекта – сооружению зданий-трансформеров, которые могут поочередно использоваться как в качестве школы, так и начальной школы и детского сада, в зависимости от потребностей конкретного района в определенный момент. Так, здание, рассчитанное на 300 мест, легко трансформируется в блок начальных классов с размещением 12 классов по 25 младших школьников или детский сад аналогичной вместимости. Это возможно за счет принципиально нового проектного решения – применения универсальных ячеек, при трансформации которых меняются лишь назначение помещений и состав находящегося в них оборудования. Несколько таких проектов в Москве уже реализовано: построены комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест к гимназии № 1786 в Южном Бутове, трансформер к школе № 1985 в районе Куркино, аналогичный объект к школе № 2109 в Щербинке, школа-трансформер в районе Соколиная Гора. Возводятся они и в других районах.
И конечно же, детские сады и школы отвечают высоким образовательным стандартам, современным технологическим решениям и требованиям безопасности. Так, в новых школах «минус первые» этажи максимально используются под размещение учительских с зонами отдыха и административные службы. В каждом здании преду-
смотрены и библиотеки с медиатеками, и лабораторные практикумы, и кабинеты самотестирования для подготовки к экзаменам, и актовые залы с разделением на функциональные зоны, и IT-полигоны, и универсальные спортзалы. В детских садах проектируются групповые ячейки – с трансформируемой перегородкой, совмещенные со спальней, раздевалкой, буфетом и туалетной комнатой, физкультурные и музыкальные залы. Все больше строится садиков и школ с бассейнами. Огромное внимание уделяется обеспечению безопасности детей. Это касается и размещения зданий таким образом, чтобы ребенок на протяжении всего пути из дома в садик или школу не пересекал проезжую часть, и оборудования безопасных напольных покрытий детских и спортивных площадок, и, разумеется, организации систем видеонаблюдения и сигнализации. ®