Ювелирная точность проходки - Московская перспектива

Ювелирная точность проходки

Ювелирная точность проходки
Ювелирная точность проходки
Ветераны-строители высоко оценили новые технологии возведения московского метро

Некрасовская линия метро – грандиозная подземная стройка. Новая ветка соединит восточные и юго-восточные районы столицы, сделав метро более доступным для 800 тыс. человек. Недавно на стройплощадку станции «Юго-Восточная» пришли ветераны столичных строек – интересно было посмотреть, как же изменились технологии возведения подземки, что нового появилось в ее работе. Вместе с участниками делегации Фонда ветеранов строителей Москвы на строящейся линии побывал и корреспондент «Московской перспективы».

Во время экскурсии представители «Мосинжпроекта» – управляющей компании по строительству новых линий и станций столичной подземки – рассказали гостям о перспективах развития столичного метрополитена и об особенностях строительства новой, Некрасовской линии метро.

«Задача заключается в том, чтобы до конца 2019 года завершить все строительные работы на линии и открыть для пассажиров ее первый участок – от «Некрасовки» до «Косино», а в следующем – от «Косино» до станции «Нижегородская», – сказал ранее мэр Москвы Сергей Собянин.

По словам генерального директора «Мосинжпроекта» Марса Газизуллина, сегодня при возведении столичного метро используются передовой международный опыт и современные технологии, которые раньше в подземном строительстве Москвы не применялись. «Наглядный пример – Некрасовская линия, где впервые в Москве для проходки двухпутных тоннелей на участке от «Косино» до «Нижегородской» использованы десятиметровые тоннелепроходческие комплексы. Данная технология позволяет при ведении проходческих работ в условиях плотной городской застройки экономить как время, так и ресурсы», – подчеркнул Газизуллин.

Сегодня на этом участке задействованы два щита-гиганта. Один из них – проходческий щит «Лилия» высотой с трехэтажный дом – в прошлом году завершил проходку участка метро от камеры съездов за станцией «Косино» до «Юго-Восточной», а в скором времени закончит строительство тоннеля от «Юго-Восточной» до «Окской». Второй щит-гигант – «Виктория» – в декабре 2018-го завершил проходку двухпутного тоннеля от «Окской» до «Стахановской» и сегодня продолжает строительство двухпутного тоннеля до «Нижегородской».

Десятиметровые ТПМК прокладывают тоннель сразу для двух путей. В связи с этим платформы на станциях будут берегового типа – по сторонам относительно движения поездов, а составы с пассажирами побегут посередине в двух направлениях.

Прежде, вспоминали ветераны, приходилось возводить два тоннеля двумя проходческими комплексами и, как следствие, выполнять в два раза больше производственных операций.

Вес десятиметрового проходческого комплекса – 1,6 тыс. тонн, а длина – 70 метров. Подвоз к нему необходимого оборудования и материалов осуществляется мультикарами, свободно передвигающимися в тоннеле.

Мультикар заезжает в щит. За одну поездку он доставляет комплект элементов сборного железобетонного кольца тоннельной обделки (строительной конструкции, которая возводится вокруг подземной выработки. – «МП»). Длина сборного кольца диаметром 10 метров составляет 1,8 метра, тогда как на шестиметровых проходческих комплексах максимальная длина сборного кольца – 1,4 метра.

Специальным манипулятором их выкладывают на конвейер блокоукладчика. При этом габариты щита требуют от оператора ювелирной точности в работе.

Десятиметровый тоннель позволяет совмещать проходческие работы и работы по его обустройству – такие как устройство жесткого основания под верхнее строение пути (рельсы, шпалы и др.) и вентиляционного перекрытия для вентканала, по которому в тоннель будет подаваться свежий воздух или удаляться дым – рассказал главный механик тоннелепроходческого комплекса.

«Одна из серьезных проблем, с которой мы сталкиваемся при проходке Некрасовской линии, – обводненные грунты. Приходилось выполнять дополнительные мероприятия по водопонижению, которые обеспечивали возможность старта щита и безаварийного производства работ. Проходку ведем на глубине   порядка тридцати метров. Однако чтобы обойти плывун, приходится корректировать трассу и дополнительно заглубляться, порой метров на двенадцать», – отметил представитель «Мос-
инжпроекта».

Добавим, что при любой проходке организован круглосуточный мониторинг ситуации, постоянно снимаются показатели измерительных приборов.

Ветераны с большим интересом узнали о новых возможностях современного развития метростроения. В частности, о том, что программа развития Московского метрополитена на 2011– 2023 годы предусматривает строительство 270 км путей и порядка 128 станций. На данный момент построено 137 км путей и 73 новые станции, включая МЦК – кольцо протяженностью 54 километра, на котором расположена 31 станция.