За что боролись

За что боролись

За что боролись
За что боролись
«Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее». Классическая цитата Джорджа Оруэлла практически ничего не добавляет к нашему знанию о самих себе и о людях вообще. Конечно, любому молодому человеку кажется, что он разбирается лучше родителей примерно во всем. А с возрастом ему же начинает казаться, что вот эти вот новые молодые – совершеннейший кошмар и ужасный ужас, «мы такими не были». Отличается ли нынешнее поколение экономически активных москвичей от поколения наших отцов и дедов?

Для начала давайте определимся, о ком мы говорим. Экономически активные – условно 40-летние – люди, заставшие краешек советской власти, наблюдавшие в более-менее сознательном возрасте развал страны и встроившиеся (или не встроившиеся) в новые реалии. Вот встроившиеся принимают реальность, при этом понимают и ценят прошлое, они спокойно и уверенно живут свою жизнь. Их ценности не слишком-то отличаются от привычной идеологии любой детской книжки: семья, работа, страна – а куда без нее?

Не встроившиеся в новую реальность (хотя какая она новая, ей 30 лет!) – нытики. Они вспоминают мороженое за три копейки, бесплатные квартиры и наваристые щи в заводской столовой. Они жалуются на государство, начальство, детей и родителей, на пробки и метро, на соседей и собак. Основная ценность вечных нытиков – «какую страну потеряли!». Бесконечная ностальгия и бесконечная критика.

Сложнее с поколением условно 20-летних. Недавнее исследование Института изучения детства, семьи и воспитания показало удивительное. Учащиеся (14–18 лет) и молодежь (19–35 лет) не считают главной ценностью общественное признание и счастье других, еще меньше ценят религию. При этом другие параметры выглядят так: больше всего учащиеся (61%) и молодежь (65%) ценят здоровье – как физическое, так и психическое; наличие хороших и верных друзей (46% учащихся и 32% молодежи); активную деятельную жизнь (40% учащихся и 34% молодежи); любовь (36% учащихся и 36% молодежи), а также материально обеспеченную жизнь (35% учащихся и 41% молодежи). Кроме того, в списке ценностей присутствуют интересная работа, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе и свобода.

Когда я впервые увидела это исследование, то последовательно протерла глаза, очки и экран телефона. Потому что «а где деньги, Зин?» Мы бесконечно слышим о том, что материальное затмевает молодым людям все прочее, что им бы только тачки и шмотки, бриллианты покрупнее и бренды поименитее. А тут вполне научный опрос выдает такие цифры. Оказывается, они выступают за здоровье, в том числе ментальное. Боятся депрессий и расстройств, не хотят выгорания. Ходят к психологам, в терапии с 15 лет, знают все об антидепрессантах и нейролептиках, гуляют на свежем воздухе и занимаются йогой. Сразу приходит в голову, что неспроста нынче в моде дауншифтинг. Уже сильно не первый год. Это же подтверждает и, к примеру, спрос на литературу, посвященную личностному росту: если раньше в основном посыл звучал как «стань лучшей версией себя», то сейчас это – «бережно к себе». Новые молодые не хотят загонять себя работой, не хотят рваться на британский флаг. Они хотят жить в кайф – пусть и в ущерб доходу. Делай, что любишь, – вот основная мысль.

Психолог Зара Арутюнян дает совершенно другую характеристику. Не так давно в эфире радиостанции «Говорит Москва» она заявила буквально следующее: «Люди вообще не понимают, зачем нужен труд, если главная повестка теперь – «получи больше, работай меньше». Работать вообще стало стыдно. Современный молодой человек работать не хочет. Это ужасно! Оборзевшие паразиты! Если труд сделал из обезьяны человека, то что я наблюдаю среди 20-летних? За одно поколение отсутствие труда сделало из них дегенератов – людей, у которых от слова «труд» молоко киснет, лица киснут. Максимум для них – это фриланс, IT, где надо дома в тапочках сидеть».

Есть ощущение, что действительно поколение соцсетей и инфоцыганства хочет стоять под денежным дождем с тыквенным латте в руках. Но исследования показывают, что 20-летние гораздо менее жадные, чем нам кажется. Не хотят работать – возможно, но не хотят и неуемной роскоши, свойственной, кстати, тем, кто взрослел и жил в нулевых на книжках Сергея Минаева. И что же мы видим? Вечно недовольные, с рождения уставшие, помешанные на собственной ценности, жаждущие роскоши – из этих людей сегодня состоит наше общество?

Звучит пугающе, но, конечно, нет. Соцсети вытащили наружу тех, кто болтает, хвастается, жалуется, высказывается по поводу и без. Отсюда и выводы о том, что сейчас мы деградируем сильнее, чем любое поколение до нас. Но на самом деле тех, кто просто делает свое дело, не видно – а их большинство. Нам всем – и социологам, и психологам, и обывателям – успокоиться бы немного. Люди всегда остаются людьми с их пороками и слабостями, но с их же сильными и хорошими сторонами. С тягой к учебе и труду, с любовью к семье и родине, с состраданием и добротой к ближнему – как бы пафосно это ни звучало.

Вообще-то, по поводу людей и их ценностей все давным-давно (только вдумайтесь – почти сто лет назад!) сказал классик устами своего героя. Кстати, тоже про москвичей: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Ну, с квартирным вопросом мы, конечно, разберемся. А вот ценности останутся прежними, потому что они не меняются веками, с поправкой на повестку. Даже в стремительно развивающемся мире.

Теги: #