Задание на завтра - Московская перспектива

Задание на завтра

Задание на завтра
Задание на завтра
На развитие образовательной среды влияет разнообразие архитектурных решений пространств современных школ, считают эксперты. Но у традиционного преподавания в последние годы появился весомый конкурент – онлайн-платформы, которые постепенно становятся неотъемлемой частью обучения. Какими должны быть школы в условиях современной гибридной реальности? Как взаимодействие архитекторов, девелоперов и педагогов поможет воплотить в жизнь идеи новых форматов образования? Эти темы поднимались в ходе ежегодного Московского международного салона образования (ММСО-2021).

Обучающая среда оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование личности, считают психологи. Однако большинство нынешних школ размещаются в зданиях, построенных десятилетия назад, которые решали иные, чем это необходимо сегодня, задачи. Да и новые продолжают строиться по принципам образовательного процесса, заточенного под стандартизацию форматов обучения. Несмотря на то что в части возведения суперсовременных образовательных центров Москва обошла другие города-миллионники России, ее основной фонд – это типовые школы, среди которых преобладают четыре проекта 50–90-х годов прошлого столетия. «Рекорд принадлежит серии 6542, называемой «самолетик». В Москве это 30% (418) зданий школьного фонда. Большинство типовых школ прошлого столетия – серенькие здания с вялой уличной инфраструктурой», – отметил участник сессии «Архитектурные решения для гибридной школы» Абдуллах Ахметов, кандидат архитектуры, занимающийся темой реконструкции типовых общеобразовательных школ.

Руководитель департамента просветительских программ для детей Политехнического музея Екатерина Мерихова пояснила, что в перспективе школа должна превратиться в библиотеку нового формата, где дети будут не только познавать конкретные науки, развивать себя, подготавливая к взрослой жизни, но и плотно общаться. Помимо этого школе необходимы помещения, где ребята могли бы активно двигаться, играть. Это касается грамотного использования рекреаций, актового зала, вестибюля. И в данном случае школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, помочь сформировать гибкую систему обучения, направленную на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. «Под современной архитектурой школ необходимо подразумевать не столько красивый фасад, как думают многие, а сложную структуру всего учебного процесса, увязанную с функционалом самого здания, также гармонично работающего на конечный результат –раскрытие способностей и талантов школьников», – отметила Екатерина Мерихова.

Развивая мысль эксперта, арт-директор архитектурного бюро ATRIUM Сергей Надточий продемонстрировал наработки: «Мы поставили перед собой амбициозную задачу – спроектировать школу, которая мотивирует детей к творческой деятельности. Наше бюро взяло за основу теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, который ратовал за то, что каждому когнитивному навыку должна соответствовать своя сенсорная среда, и интерпретировал ее в различных пространственных сценариях. В связи с чем любое школьное пространство предназначается не для какой-то одной функции, как это происходит в классической модели, а генерирует сразу несколько видов деятельности и развивает у учеников различные способности».

По словам архитектора, актуальный подход к проектированию школ строится на нескольких принципах. Первый из них подразумевает переосмысление организации школьной программы с целью создания благоприятных условий для развития гармоничной личности. Второй – формирование пространств, обеспечивающих разнообразие коммуникаций. Здесь важна идея школы как некоего мини-города, для чего в оформлении ее территории необходимо использование элементов городской среды – площадей, бульваров, улиц, которые будут бучать детей пребыванию в городе. Третий базовый принцип – проектирование образовательного пространства как социально и общественно значимого, полноценно включенного в жизнь района.
Был предложен и другой подход – создавать экономически выгодные пространства, которые позволяют превращать школьную столовую в комьюнити-кафе, спортивный блок – в спортзал, где могут заниматься жители соседних домов, а библиотеку – в общественный центр квартала или микрорайона.

Абдуллах Ахметов напомнил, что новые форматы школ требуют четкого соблюдения принципов устойчивой архитектуры – совокупности архитектурных и инженерных решений, обеспечивающих грамотную организацию процессов обучения детей и высокие показатели среды их пребывания в учебном заведении. Другая возможность подобных образовательных центров – подбирать занятия по интересам. И здесь на помощь вновь приходит архитектура построения помещений. «Современная школа должна наглядно демонстрировать, какой может быть эффективная образовательная среда. Но очень важно не навязывать тот или иной дизайн, а, отталкиваясь от образовательного процесса, создавать его. У школ потрясающий ресурс и хорошая локация. Они обладают большим количеством функций, которые можно использовать не только обучающимся в них детям, но и местным жителям. Начиная хотя бы с открытых для населения спортивных площадок, стадионов, которые даже в варианте коммерческих школ обязаны формироваться согласно нормативам, включающим принципы социальной ответственности коммерческих структур, иначе повсеместного перехода к школе будущего не получится», – заключил Ахметов.