Здания на пятерку

Здания на пятерку

Здания на пятерку
Здания на пятерку
Градостроительная политика, проводимая в российской столице, не только направлена на решение социальных, транспортных и экономических задач, но и способствует повышению качества жизни горожан. Неотъемлемой частью этой работы является формирование комфортной городской среды. К настоящему времени уже утверждены стандарты массовой жилой застройки, а также проектирования и строительства учреждений здравоохранения. В конце мая Москомархитектура утвердила дизайн-код обустройства детских садов и школ.

На протяжении последних десяти лет столичные власти ведут планомерную и системную работу, направленную на повышение качества архитектуры и городской застройки. Речь идет не только о строительстве знаковых зданий и сооружений, но и о самых обычных объектах, каждый день формирующих восприятие городской среды у миллионов москвичей. Например, в Москве строится огромное количество школ и детских садов, однако на протяжении многих лет значительная часть этих зданий оставалась весьма непритязательной и незаметной. Эти проекты основывались на максимально упрощенных и утилитарных архитектурных и дизайнерских решениях. В связи с этим перед специалистами Москомархитектуры была поставлена задача: сделать так, чтобы каждое здание было уникальным, эмоционально выразительным, ведь архитектура способствует обучению и развитию. «В методических рекомендациях, разработанных Москомархитектурой, представлены алгоритмы в виде схем, которые помогают в создании эстетически привлекательного архитектурно-художественного облика зданий и ландшафтно-планировочной структуры на прилегающих участках», – пояснил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. 

Структурные схемы содержат описание основных задач, стоящих перед проектировщиками, и ключевых позиций, необходимых для их решения. В частности, утвержденные рекомендации определяют качество используемых материалов, цветовые решения, правила композиции и обустройства прилегающих территорий, а также компоновку объектов. Более того, рекомендации содержат даже перечень растений, предполагаемых к высадке около школ и детских садов. «Мы рассматриваем объект образования как некий комплекс – здание и территория. Зачастую на выходе эта связка пропадает, и результат получается не очень хороший», – подчеркнул начальник мастерской проектирования комплексного благоустройства Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры Дмитрий Садков. Рекомендации затрагивают почти весь объем здания – от цоколя до крыши. В дизайн-коде нашли место и способы размещения информационных элементов – названий, вывесок, варианты архитектурно-художественной подсветки фасадов. Отдельный раздел посвятили используемым материалам. Подчеркнем, что документ ориентирован на отечественных производителей материалов и комплектующих.

Важно пояснить, что свод правил рассчитан не на обязательное появление архитектурных шедевров, но задает некий уровень, которому должны соответствовать школы и детсады в Москве. «Фактически рекомендации можно назвать каталогом часто совершаемых ошибок с точки зрения применения материалов, использования цветовых и композиционных решений, выбора формата освещения и так далее. Таким образом, мы задаем минимальную планку. Вместе с тем надеемся, что к проектированию обычных школ и детских садов подключатся именитые мастера-архитекторы», – подчеркнул Кузнецов. Особо отметим, что ссылки на образовательный дизайн-код найдут место в техническом задании, которое будут получать подрядчики строительства. Утверждение этих рекомендаций убережет проектировщиков от наиболее распространенных и частых ошибок, упростив работу и процедуру получения архитектурно-градостроительного решения (АГР) по объекту. При этом следование стандартам не скажется на стоимости проектов. Стоит добавить, что стандарт строительства и обустройства образовательных объектов – не последний документ, разработанный специалистами Москомархитектуры. Так, «на подходе» правила формирования профиля городских улиц, а также создания по-настоящему инклюзивной и безбарьерной среды.

Теги: #