Живые города

Живые города

Живые города
Живые города
Марина Любельская, первый заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ»: «Нам близка позиция идеолога урбанистики»

Футурологи настаивают, что мир будущего – это мир городов, а основная конкурентная борьба будет разворачиваться уже не между государствами, а между мегаполисами. Что вы думаете по этому поводу?

– Думаю, что данное утверждение созвучно как в целом Концерну «КРОСТ», так и собственнику Концерна Алексею Алексеевичу Добашину. Более того, мне кажется, что Москва уже включилась в эту конкурентную борьбу: в течение нескольких лет международный интерес к нашей столице значительно возрос. Мне кажется, все согласятся, что это во многом результат градостроительной политики мэра Москвы Сергея Собянина и его команды.

Не менее важно, что и москвичи вместе с городом охотно постигают азы новой урбанистики, в которые их посвящают профессионалы и энтузиасты таких компаний, как «КРОСТ».

– В работе Концерна всегда, с момента основания, сильно ощущалось творческое начало, а сегодня оно, можно сказать, преобладает. Потому что наша «линия жизни» теперь состоит в созидании жизнеутверждающей среды обитания людей в мегаполисе. Нам близка позиция датского идеолога урбанистики Яна Гейла – вернуть город человеку. Вслед за ним мы смотрим на город с позиции человека, находящегося среди зданий, и тогда ключевой становится архитектура и организация пространства с точки зрения пешехода.

То есть ключевая идея нового урбанизма – жизнь не внутри здания…

– А среди зданий! Это дает возможность людям общаться, быть среди других людей. Вот в чем главная ценность города и городской жизни. «Живые города, – говорит Ян Гейл, – это города, в которых люди могут взаимодействовать друг с другом».

Формула, казалось бы, простая. Но как эффективно ее применить в мегаполисе?

– Известно, что города всегда строились вокруг площадей или у воды. В наших проектах такую роль играют квартальные гостиные – общественные пространства внутри жилых кварталов, где можно собраться на праздники и значимые события, проводить мероприятия и общаться с соседями. Мы посчитали, что в наших дворах жители проводят в среднем 180 минут в день – гуляют, читают, занимаются спортом, общаются. Во дворах, где все пространство занимают машины, люди проводят в среднем 20 минут в день.

Курс на благоустройство набережных и территорий, примыкающих к воде, который задал мэр Москвы, очень важен для города, потому что в столице при огромном водном ресурсе всего 7% пространства у воды доступно для пешеходов, тогда как в Париже, например, 52%. Поэтому Москве необходимы набережные, не отрезанные от воды транспортным потоком, а дающие горожанам возможность взаимодействия с водой. Из нашей «творческой лаборатории» могу привести пример Головинской набережной. Спустя три года после начала реконструкции («КРОСТ» выступил инвестором) эта ранее депрессивная зона стала не просто точкой отдыха, а частью идентификации района.

Квартальные гостиные могут быть не только в жилых кварталах, но и частью городского пространства. Так, реконструкция двора Третьяковской галереи – это фактически гостиная здания на Крымском Валу, выходящая на набережную парка «Музеон». Люди получили возможность общения до и после посещения музея.

В городах, где в центре внимания находится человек, людей должно окружать искусство, и мы фиксируем этот запрос со стороны наших покупателей. Репродукции картин из Третьяковской галереи – в холлах наших жилых домов в ЖК Wellton Park, а в продолжение этого проекта, в ЖК «Юнион Парк», – фонтаны и фрески!

В обустройстве общественных пространств «КРОСТ» активно использует особое искусство – малые архитектурные и скульптурные формы. Скульптуры медведей, аналоги которых компания представила на недавней выставке «Город: детали», изготовлены на вашей промышленной базе?

– Да, это наши медведи! Они созданы и произведены на отечественных предприятиях, как и другие наши МАФы. Это «Фиброль» (изделия из инновационного фибробетона) и «Мажино» (железобетонные изделия), для жителей районов Северное и Южное Медведково в рамках программы «Мой район». Они уже стали на своих территориях центрами и символами новых общественных пространств, при этом с точки зрения пешеходов они добрые и человечные.

Теги: #