Звездный строитель

Звездный строитель

Звездный строитель
Звездный строитель Фото: Полина Наседкина
Николай Гапоненко в 95 лет продолжает трудиться в стройкомплексе города

В это трудно поверить, но 5 декабря Заслуженному строителю РCФСР, Почетному строителю России и Москвы Николаю Гапоненко исполняется 95 лет. Генерал-майор запаса и кавалер боевых орденов и медалей и сегодня продолжает активно трудиться в стройкомплексе столицы. Ветеран убежден, что в любом деле нужно быть профессионалом высшей категории, отвечать за то, что делаешь, и спрашивать с других по большому счету. Возможно, поэтому он много лет занимается изучением и внедрением новых разработок, материалов и технологий.

Поднимал солдат в атаку

Когда Николай Гапоненко называет количество прожитых лет, в это трудно поверить — густая копна волос, острый взгляд и в то же время располагающая улыбка. Ходить, правда, в последнее время ему стало трудновато, но Николай Григорьевич не жалуется, помощи ни у кого не просит. По выработанной годами армейской привычке все делает сам. И каждый день, как заведено, ездит на работу.

Родился Николай Григорьевич в 1923 году в селе Попельнастое на Украине. Семья была многодетной — кроме него двое братьев и сестра. Отец работал бухгалтером, и его постоянно перебрасывали на сложные участки, семья кочевала вместе с ним.

«В 1938 году я окончил семилетку и поступил в Днепропетровский техникум путей сообщений на отделение электрифицированных железных дорог. Он в то время был одним из самых передовых профильных техникумов, — рассказывает Николай Григорьевич. — У нас были отличные мастерские и серьезная военная кафедра, где с первого курса в нас воспитывали настоящих защитников Отечества».

На преддипломной практике в Никополе в августе 1941 года Николая, которому не было еще и 18 лет, призвали в ряды Красной Армии и направили на фронт. Боевое крещение он получил на Воронежском фронте. В ту пору наши войска с тяжелыми боями отходили на восток. Их часть получила приказ форсировать Дон и овладеть городом Коротояк.

Город находился на высоком обрыве в стороне от переправы.

Мост через реку был разрушен авиацией, из воды торчали элементы металлических ферм, за которыми солдаты укрывались, форсируя преграду. В первых рядах был и минометный расчет Николая Гапоненко.

Дальше, чтобы добраться до первых домов, нужно было пробежать по большому открытому участку, который обстреливали фашисты. Завязался бой. «А у нас, — вспоминает Гапоненко, — одни только винтовки. Но мужество и отвага бойцов и командиров, а также прицельный огонь минометных расчетов сделали свое дело — фашисты отступили, а затем бой разгорелся с новой силой на окраине города». В этот момент Николаю вдруг обожгло резкой болью ногу, в глазах потемнело. Опираясь на плечо товарища, он кое-как добрался до медсанбата. И уже там узнал, что задача выполнена, город взят.

В госпитале молодой человек перенес три операции. А потом снова на фронт, на Орловско-Курское направление. Теперь Николай уже гвардии старший сержант отдельного минометного батальона в составе мотострелковой бригады 1-го гвардейского Донского танкового корпуса. В ходе сражений на Курской дуге их подразделение при поддержке танков развивало наступление на Орел. Был убит командир роты, тогда командование взял на себя комсорг батальона Николай Гапоненко. Теперь он поднимал солдат в атаку.

Однако Орел батальон освобождал уже без своего боевого комсорга. Контуженного и тяжело раненного, его подобрали санитары. И снова госпиталь, и снова одна за другой операции.

В 1944 году Николая демобилизовали по инвалидности. Он поступил в Днепропетровский инженерно-строительный институт, который окончил с отличием в 1949-м. Здесь же остался работать на кафедре стройматериалов, параллельно сдавал кандидатский минимум. Бывший фронтовик ушел в науку и о военной карьере уже не думал.

Армейский призыв

В 1950 году министр обороны Андрей Гречко издает приказ призвать на военную службу молодых специалистов в звании младшего лейтенанта, чтобы обеспечить военных жильем. «Меня вызвали в военкомат. Я сказал призывной комиссии, что вдоволь нахлебался войны, и спросил, когда вновь смогу заняться научной работой. Мое желание всех удивило, но отправили служить в Москву, в Военно-строительное управление (ВСУМ). С тех пор моя жизнь прочно связана с коллективом военных строителей», — рассказывает Николай Григорьевич.

В столице младшему лейтенанту дали в подчинение взвод и в составе строительного батальона ВСУМа направили на реконструкцию ВДНХ. А спустя полгода перспективного офицера перевели на строительство жилого микрорайона на Октябрьском поле, который стал площадкой по освоению новых технологий при сооружении жилых комплексов.

Центр подготовки космонавтов

В конце 1950-х годов для подготовки к полету первых в мире космонавтов решено было создать Центр подготовки — Звездный городок. Комплекс решили построить в лесу рядом с Чкаловским центром, где проводили испытания авиационных двигателей. Территорию городка разделили на две части — жилую и научно-исследовательскую. Строительство поручили коллективу УНР-24, которым руководил Гапоненко.

«На объекте ничего не было, кроме трех недостроенных кирпичных зданий с котельной. В одном из них мы и разместили штаб строительства.

Требовалось создать инфраструктуру поселка — построить многоквартирные дома, школу, детские сады, клуб офицеров и магазины. Отдельно возводили Центр подготовки космонавтов, где организовали исследовательские лаборатории, установили тренажеры, создали современный медицинский комплекс, смонтировали сурдокамеру, построили гидролабораторию, имитирующую пребывание космонавта в невесомости, — бассейн глубиной 18 метров.

Шведы взялись изготовить для нас центрифугу, на которой космонавтов должны были вращать, создавая колоссальные перегрузки. А мы должны были построить для нее очень сложное здание с технической точки зрения. Подписали договор, который предусматривал фантастически короткие сроки выполнения работ. Шведы были уверены, что мы в них не уложимся, и они спокойно сделают агрегат. Но просчитались. Свою часть работ мы выполнили вовремя, ошарашив тем самым всех зарубежных специалистов, а шведы опоздали на год и заплатили Советскому Союзу колоссальную неустойку», — рассказывает Николай Гапоненко.

Осенью на объект позвонил генерал армии Александр Комаровский и сообщил, что у него появилось желание приехать в гости. 

«Заодно хочу поплавать в вашем необычном бассейне. Буду завтра к трем часам», — сообщил командующий.

Ответив, что очень рады гостю, военные строители вместе с тем ужаснулись. Они шли в графике, согласно которому комплекс должен был только вводиться в строй. «Я сразу связался с командиром Звездного городка. Бассейн — очень сложная система с непроницаемой монолитной ванной. А чтобы наблюдать за космонавтом в воде, где он в скафандре должен был выполнять упражнения, в стенки ванны по всему периметру вмонтировали огромные иллюминаторы, которые не были окончательно гидроизолированы.

Мы собрали специалистов и за ночь закончили облицовку бассейна. Рассчитали, под каким давлением нужно подавать в воду, чтобы не ощущалось, что она вытекает. Комаровский остался доволен водными процедурами, а я за это время чуть не поседел», — говорит Гапоненко.

В 1967 году подполковник Гапоненко был назначен главным инженером, а в 1975 году — начальником ВСУМа, которое ежегодно вводило в строй 200 тыс. кв. метров жилья. Гапоненко избрали делегатом XXV съезда КПСС и депутатом Моссовета. Он стал лауреатом премии Совета министров СССР.

Исследовал фрески Фаворского

Приближалась Олимпиада-80. К такому важному мероприятию потребовалось реконструировать многочисленные объекты города, в том числе построенный в 1940 году Театр Советской (теперь Российской) армии.

Здание, напоминающее звезду, занимало 10 этажей на поверхности земли и столько же под землей. Театр располагал самой большой в Европе сценической площадкой, на которой можно было воспроизводить сражения с участием танков и кавалерии, а декорации монтировать сразу для трех действий спектакля.

Перед военным управлением поставили задачу полностью автоматизировать сцену, которой управляли 35 человек. Их должен был сменить один человек, сидящий за пультом в зрительном зале. Театр также планировалось оборудовать самыми современными системами защиты и противопожарным занавесом, который мог бы разделить территорию сцены и зрительного зала в случае пожара. «А еще, убрав в зале все кресла, мы возвели до потолка леса и исследовали состояние буквально каждого квадратного сантиметра потолка с великолепной фреской, выполненной профессорами живописи Львом Бруни и Владимиром Фаворским», — вспоминает ветеран.

Эскалатор к морю

В первой половине 1980-х годов ВСУМу в составе Главного военно-строительного управления (ГВСУ) поручили возведение объектов в Форосе. Президент СССР Михаил Горбачёв распорядился построить санаторный комплекс на новой территории, в поселке Оползневое в Крыму.

«Было выбрано очень сложное для проведения строительных работ место, оно было в низине, под горной дорогой, — рассказывает Гапоненко. — При этом вода в местном заливе имела уникальный состав».

На площади 27 гектаров необходимо было реализовать все самые эффективные на тот момент виды охраны первого лица государства. За любые недочеты и промахи мы отвечали на самом высоком уровне. К тому же требовалось выполнить огромный объем строительных работ в тяжелейших условиях. Все конструкции разрабатывались в индивидуальном порядке, а их установка требовала виртуозного мастерства. Интерьеры помещений имели великолепную отделку. К примеру, 11 больших гобеленов на стенах, выполненных вручную украинскими мастерицами.

Сюда Горбачёв мог одновременно пригласить на отдых пять руководителей высшего звена из разных стран, для каждого из них все было выполнено по высшему разряду.

Был сделан уходящий в море 30-метровый пирс в виде палубы шхуны, оборудованной рубкой, мачтами и такелажем, скопированным с реального корабля. Из здания эскалатор спускал отдыхающих прямо на пляж, где насыпали специально привезенную промытую гальку, а на прогулочной трехкилометровой дорожке парка уложили эксклюзивную плитку.

«Мое хобби — изучение и внедрение новых разработок, материалов, технологий», — рассказывает собеседник.

Сегодня его главная задача — обеспечивать выполнение техники безопасности и охраны труда на объектах ГВСУ «Центр», разъяснять руководителям, специалистам подразделений и рабочему составу, что высокие показатели полностью зависят от безопасно организованного труда.

«А я отвечаю, что в любом деле нужно быть профессионалом высшей категории, отвечать за то, что делаешь, и спрашивать с других по большому счету», — убежден строитель.