Метро мирового масштаба
Все станции Кольцевой линии московского метро до конца этого года станут объектами культурного наследия регионального значения. На прошлой неделе такой статус получили «Белорусская», «Киевская» и «Комсомольская». Всего на данный момент 33 станции столичной подземки являются выявленными объектами культурного наследия, а 15 – внесены в соответствующий реестр. При этом, по мнению экспертов, московское метро заслуживает большего, вплоть до включения в охранный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Многие станции Московского метрополитена уже внесены в реестр объектов культурного наследия, однако до недавнего времени станции Кольцевой линии в этот список не входили. Каждая представляет собой уникальный памятник архитектуры, и постановка их под охрану государства — вопрос времени», – отметил руководитель департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. Кстати, какие именно станции войдут в реестр первыми, решали не эксперты, а москвичи в рамках голосования на проекте «Активный гражданин». В Мосгорнаследии пояснили, что граждане определили не сам факт внесения объектов в реестр, это решение действительно могут принять только специалисты, а очередность. «Участники голосования проекта «Активный гражданин» выбрали три станции – «Киевскую», «Комсомольскую» и «Белорусскую», которые выходят к пяти столичным вокзалам: Киевскому, Ярославскому, Казанскому, Ленинградскому и Белорусскому. Часто с них начинается знакомство гостей с Москвой. Над их оформлением трудились знаменитые архитекторы, скульпторы и художники», – отметил Алексей Емельянов.
«Они были выявленными объектами культурного наследия, то есть уже охранялись, а внесение в реестр означает, что теперь станции окончательно поставлены на охрану. До конца года такой же процесс завершится на всей Кольцевой линии. Но хотелось бы большего. Московское метро – это явление мирового масштаба. Здесь проходит огромное количество экскурсий, конечно, и на русском языке, но куда больше – на иностранных. Региональный статус для такого объекта с точки зрения охраны памятников – это нормально, но с точки зрения значимости московского метро в целом – маловато», – рассказал эксперт по истории московского транспорта, активист «Архнадзора» Юрий Егоров. Он подчеркнул, что станциям Московского метрополитена необходим федеральный статус, но лучше задуматься о том, чтобы включить их в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Правда, по его словам, есть и проблемы. Метро – это одновременно транспортная система, которая должна работать и отвечать современным требованиям, и объект культурного наследия, к которому нужно бережно относиться. Необходимо поддержание станций в нормальном техническом состоянии при безусловном сохранении исторического облика. «Часть облика станций, к сожалению, утрачена, и произошло это не вчера-позавчера, а достаточно давно. Например, на полу «Белорусской»-кольцевой был сложный мраморный рисунок, мрамор износился, и еще в 90-х его заменили на достаточно прочный гранит. Попытались воссоздать рисунок, но если взять старые фотографии, видно, что было совершенно по-другому. В режиме реставрации рисунок хотелось бы вернуть», – отметил Юрий Егоров. Кроме того, он вспомнил недавний ремонт на «Киевской» Филевской линии. «Там ранее были также утрачены пол, исторические светильники. В итоге на станции воссоздали исторические элементы, но сняли плитку со стен и мрамор с колонн», – посетовал эксперт. Он удивился, что на станциях «Проспект мира»-кольцевая, «Новокузнецкая» и «Сокольники» зачем-то красили лепнину. Кстати, еще прошлой весной краска с барельефов на «Новокузнецкой» была снята в рамках комплексной реставрации станции. При этом «Новокузнецкая» входит в реестр объектов культурного наследия регионального значения. «Проспект мира» получит статус в этом году, наверное, и ее барельефы через какое-то время очистят.
Получение охранного статуса имеет и еще один аспект. Изначальный облик могут испортить даже необходимые для метрополитена вещи. Например, красно-синие информационные колонны с тревожной кнопкой, излишне яркая навигация и новое освещение. Ремонт станции «Октябрьская»-кольцевая, который завершился в 2010 году, привел к тому, что хоть исторический облик и был воссоздан, но изначальный замысел архитектора Леонида Полякова оказался утраченным. «Зодчий задумал вестибюль «Октябрьской» как храм славы, куда ведет вход – Триумфальная арка, – а перронный зал как подземный мемориал павшим героям войны, форма светильников на эскалаторе превращала передвижение пассажиров в торжественное факельное шествие. Но светильники заменили, и целостного ансамбля станции «Октябрьская» больше не существует», – пояснил Юрий Егоров.
В целом, если говорить о Кольцевой линии, станции находятся в удовлетворительном состоянии. «За последние три года масштабные ремонтно-реставрационные работы на данных объектах не проводились», – уточнили в Мосгорнаследии. Учитывая охранный статус, есть надежда, что они будут не ремонтироваться, как, например, 17 лет назад, а реставрироваться. Кстати, включение станций в реестр продолжится и в последующие годы. В Мосгорнаследии рассказали, что в первую очередь на включение в реестр объектов культурного наследия претендуют станции первых очередей строительства Сокольнической, Замоскворецкой, Филевской, Кольцевой, Арбатско-Покровской и Калужско-Рижской линий, то есть возведенные с середины 1930-х по середину 1950-х годов.