Аттракцион честности - Московская перспектива
Аттракцион честности

Аттракцион честности

Аттракцион честности
Аттракцион честности
Госзакупки будут осуществляться по новым правилам

9 декабря в Москве состоится Международная конференция, посвященная борьбе с коррупцией в сфере госзакупок. Помимо дискуссий и докладов гостей форума ждет необычная промоакция – ряд лотов московских государственных заказчиков будут разыграны прямо на конференции по новой процедуре. Напомним, что с 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он заменит 94-ФЗ, который действовал восемь лет и не устраивал ни заказчиков, ни поставщиков.

Выбор Москвы как площадки для столь солидного мероприятия (кстати, конференция пройдет в Международный день борьбы с коррупцией) неслучаен. Москва уже три года остается лидером Национального рейтинга прозрачности закупок. Среди гостей форума ожидаются представитель управления ООН по экономической преступности и коррупции, представитель Всемирного банка, поддержку конференции оказывает Международный форум лидеров бизнеса.

Однако организаторам очень важно, чтобы на форум пришли и обычные коммерсанты. Которые, по словам депутата Мосгордумы Олега Бочарова, убеждены, что в госзакупки «не стоит и соваться, а законы уж точно никто не читает».

– В рамках 94-ФЗ процедуры были жестко формализованы. Но это не помогло преодолеть недоверие бизнеса к госзакупкам, – констатирует руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. – Участникам конференции следует заранее зарегистрироваться на нашем сайте, чтобы в режиме реального времени попробовать принять участие в торгах по правилам федерального закона № 44.

Чтобы принять участие в торгах, следует зарегистрироваться на московском портале поставщиков http://market.zakupki.mos.ru, на странице http://zakupki.mos.ru можно ознакомиться с лотами, торги по которым состоятся 9 декабря.

– Цель конференции – получить обратную связь с предпринимателями, – говорит заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. – Наша задача – расширить количество лиц, участвующих в госзакупках, которые проводит правительство Москвы, войти в диалог с предпринимателями, чтобы понять, где мы можем что-то наладить, устранить излишние административные барьеры. Это выработка стратегии Москвы на 2014 год в рамках нового законодательства.

Федеральный закон № 94 детально регламентировал процедуру размещения заказа и самого конкурса и не ставил вопроса о целесообразности той или иной закупки и ее эффективности. Отсюда – пресловутые золотые ручки в туалетах и бесконечная перекладка асфальта на одном и том же участке одним и тем же подрядчиком. Новый закон предписывает государственным заказчикам формулировать годовой и трехлетний план-график закупок. Эта информация должна быть открыта задолго до объявления даты торгов. Вводится процедура контроля и аудита в сфере закупок.

Законодатель разработал целую систему противодействия злоупотреблениям. Как выразился на пресс-конференции в РИА Новости гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро, «94-ФЗ создал особую специализацию бизнеса – профессиональные участники рынка госзакупок». «Наша задача – чтобы пришли реальные производители товаров и услуг», – заметила Наталья Сергунина.

Новый закон должен устранить еще одну проблему – недостаточную подготовленность организаторов госзакупок. По действующим правилам в комиссию на добровольной основе включаются сотрудники ведомства, которых «отвлекают» от их основной деятельности. Теперь же будут созданы контрактные службы – подразделения, специализирующиеся именно на этой работе. Маленькие подведомственные организации и вовсе не будут заниматься госзаказом – эти полномочия будут переданы наверх. По словам заместителя главы Тендерного комитета Василия Жукова, сегодня из 6 тысяч московских заказчиков более 4 тысяч закрывают позиции в пределах 100, 400 или 500 тысяч рублей.

– Закон устанавливает процентную долю подобного рода закупок в годовом плане-графике, – объяснил он в пресс-центре правительства Москвы. – Что это значит? Существует, например, организация, готовая запустить в работу миллион рублей в течение года. Она может заключить 10 отдельных контрактов на 100 тысяч рублей каждый. Например, это будет закупка бумаги, уборка помещений, другие виды деятельности. Израсходовав все средства, она может закрыть позиции и успокоиться. С нового года на стотысячные контракты должно приходиться лишь 5% от общего плана-графика.

– Вопросы к 44-ФЗ еще впереди, – говорит Наталья Сергунина. – Да, мы надеемся, что сможем решить все проблемы. Но как сложится в реальности, покажет только правоприменительная практика.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Василий Жуков, заместитель руководителя департамента по конкурентной политике:

– Возникнет проблема: появится много новых заказчиков, которые никогда не публиковали официальных отчетов, не подготавливали документацию, но теперь они должны будут проводить эти процедуры. В данном случае мы пытаемся решить вопрос централизованно, чтобы всю работу за них выполнял ответственный орган, в основном ГРБС – главные распорядители бюджетных средств. То есть готовить документацию и техзадание, проводить саму процедуру будут профессионалы.

Исключить типичные ошибки поможет использование типовых документов. Типовые ТЗ готовятся сейчас по ряду направлений, этим занимается департамент экономического развития. Например, по закупке бумаги, уборке улиц. У заказчика просто не будет возможности случайно или заведомо ошибиться. В идеале – полная автоматизация процесса, потому что его будет проще контролировать. Систему автоматизируют таким образом, чтобы заказчику оставалось лишь прийти и сказать: «Мне нужно 100 единиц того-то», подписать запрос – и система сама соберет в единый пакет все необходимые документы. Понятно, что в части каких-то наукоемких вещей типовых ТЗ не будет. Но у нас 80% бюджета составляют одни и те же виды работ. Из года в год мы чистим улицы, ремонтируем дороги, убираем дворы. Значит, унификация необходима. Она исключит многие проблемы и подозрения.

ПОДРОБНО

Некоторые положения закона «О контрактной системе» 44-ФЗ:

Вводятся критерии оценки участников торгов из четырех пунктов: цена контракта; расходы на последующую эксплуатацию; качественные, функциональные и экологические характеристики товара или услуги; квалификация участника. Такие критерии, как срок поставки или выполнения работ, объем и срок гарантий, отменяются.

Не менее 15% годового объема закупок должно осуществляться среди малых предприятий при максимальной цене контракта 20 млн рублей.

Для высокосложных, инновационных товаров и услуг, а также для работ по реставрации объектов культурного наследия применяется конкурс с ограниченным участием, к которому будут допускаться только компетентные подрядчики.

В целях предотвращения демпинга, если участник предложит цену на 25% ниже максимальной, он сможет выиграть только при наличии обеспечения, в полтора раза превышающего размер обеспечения исполнения контракта.

При размещении заказов стоимостью не более 100 тысяч рублей у единственных поставщиков совокупный объем таких закупок не должен превышать 5% (но не более 50 млн рублей) от всего объема закупок данного заказчика за финансовый год.

Теги: #