Курс на повышение комфорта

Курс на повышение комфорта

Курс на повышение комфорта
Курс на повышение комфорта
Группа компаний «Пионер» стала одним из партнеров правительства Москвы по программе развития ТПУ

Гуманизацию окружающей среды, создание общественных пространств там, куда прежде обычные горожане даже не рисковали заглядывать, децентрализацию культурно-развлекательных объектов и мест приложения труда можно считать одним из главных градостроительных трендов современности. Каждый город приходит к этому по-своему. Барселона, например, реализовала во всех городских районах проекты по созданию мест для отдыха и социальной активности. Толчком послужила зачистка местных «трущоб» – всего за десять лет на месте снесенных ветхих домов, закрытых складов и неработающих фабрик появились несколько сотен парков, площадей и пешеходных улиц. В «Большом Лионе» программа формирования городской среды стартовала с окраин и пригородов. Причиной тому была социальная напряженность между жителями старого Лиона и периферии. Чтобы у населения окраин не возникало ощущения, что они люди второго сорта, проекты благоустройства заказывались тем же самым архитекторам, которые проектировали общественные пространства в центре. Наконец, в Копенгагене успешная реконструкция площади Санкт Ханс Торв стала катализатором обновления всего близлежащего района.

В Москве курс на гуманизацию и повышение комфорта городской среды был взят после прихода в мэрию Сергея Собянина: горадминистрация стала главным драйвером обновления, вкладывая в проекты, связанные с благоустройством, значительные бюджетные средства. Уже в 2011–2012 годах были приведены в порядок городские дворы и придомовые территории – эта работа положила начало более масштабной программе «Моя улица», в рамках которой во всех округах создаются пешеходные зоны и связанные с ними общественные пространства. Параллельно власти начали переформатировать хорошо знакомые горожанам места отдыха и досуга. Реконструкция парка Горького и ВДНХ, появление на их территориях новых познавательных и развлекательных объектов, точек общепита, велодорожек и спортивных сооружений многократно повысила популярность обеих площадок, превратив их в главные рекреационные зоны столицы. Не остались невостребованными и расширенные в ходе реконструкции городские улицы: в сезон, особенно в дни проведения ярмарок и фестивалей, организаторам которых больше не надо ютиться в закрытых помещениях, на них, что называется, яблоку негде упасть. «Благоустройство города и развитие городской инфраструктуры имеет свою ярко выраженную экономическую целесообразность, – отмечает Сергей Собянин. – Чем город более комфортный, тем меньше отток капитала, отток умов, отток молодежи. Это очень важно, поскольку мы конкурируем не с Рязанью или Владимиром, несмотря на то что это замечательные города, – мы конкурируем с европейскими, американскими и китайскими городами».
Однако Москва велика, и как бы ни был богат столичный бюджет, но без поддержки инвесторов ему не обойтись. Особенно при реализации таких масштабных программ, как реновация промзон и реабилитация береговой линии Москвы-реки и других городских рек, также направленных на благоустройство городской среды. В старых границах столицы промзоны до сих пор занимают 18,8 тыс. га, или более 17% площади города. В ближайшие годы реорганизации подлежат 4,3 тыс. га: вместо заброшенных фабрик, ветхих складов и прочих неугодий предусматривается создание полноценных городских кварталов с современным жильем, объектами соцкультбыта, торговыми центрами, дорогами, парковками и зелеными зонами.
Высокие стандарты, заданные горадминистрацией, и вовлечение в хозяйственный оборот больших участков бывших промышленных земель стимулируют инвесторов возвращаться к проектам комплексного освоения территорий (КОТ). Впрочем, изменилась не только градостроительная политика властей. Изменился и сам покупатель. Для многих вопрос цены остается, безусловно, важным, но далеко не единственным критерием при выборе жилья. Не меньшее значение сейчас имеет сопутствующая инфраструктура, наличие зеленых и рекреационных зон, а также транспортная доступность микрорайона. Кроме того, все большее число покупателей обращает внимание не только на качество, но и на степень готовности приобретаемого жилья, отдавая предпочтение квартирам с отделкой: жизнь новосела не может быть комфортной, если на протяжении нескольких лет, пока дом заселяется, соседи досаждают шумом и грязью от ремонтных работ.
Большинство проектов комплексной застройки, заявленных или вышедших на рынок в 2015–2016 годах, – «ЗИЛАРТ» на территории, которую раньше занимал машиностроительный завод ЗИЛ; SREDA на месте Карачаровского механического завода; «Тушино-2018» на Тушинском аэродроме; «Символ» на территории завода «Серп и Молот» – в целом отвечают вышеуказанным критериям.
ГК «Пионер», реализующая свой проект КОТ на месте бывшей промзоны рядом с метро «Ботанический сад», разработала концепцию «Жилые кварталы LIFE» на основе анализа приоритетных потребностей покупателей. Новые проекты под этим брендом обладают всеми необходимыми характеристиками современного жилья – качеством строительства и продуманными планировками, транспортной доступностью, развитой коммерческой и социальной инфраструктурой, экологичностью, собственной службой эксплуатации. «Комфортная среда – это городское пространство, максимально приспособленное к ежедневным нуждам жителей. Люди хотят видеть не заставленный машинами двор, а безопасный двор без машин, иметь возможность отдать ребенка в детский сад или школу, расположенные в шаговой доступности от дома», – говорит гендиректор компании Андрей Грудин. В ЖК LIFE-Ботанический сад будет построена школа на 550 мест и детский сад, рассчитанный на 240 детей. А серьезным конкурентным преимуществом проекта станет медицинский центр, который, в отличие от построенных по нормативам поликлиник, будет предоставлять набор услуг, выходящий за рамки стандартного, в частности, программы anti-age. У него даже есть специальное название, отражающее главный принцип жизни в новом квартале, – LIFE ENERGY.
Близость ЖК LIFE-Ботанический сад к Яузе позволит этому проекту стать частью еще одной масштабной программы, направленной на повышение качества городской среды, – речь идет о реабилитации береговой линии Москвы-реки и других столичных рек. ГК «Пионер» планирует благоустроить с обеих сторон участок набережной Яузы протяженностью 1 км. Ландшафтные дизайнеры, привлеченные для разработки проекта, органично впишут в существующий рельеф новые пешеходные и велодорожки, детские площадки, предназначенные не только для игры, но и для развития ребенка, а также скамейки для тихого отдыха. Жители всего района получат локальную рекреационную зону, по качеству не уступающую аналогичным общественным пространствам, формируемым в центральной части Москвы.
Важнейшим драйвером повышения привлекательности и комфорта городских территорий является развитие транспортной инфраструктуры. Не случайно все заявленные девелоперами КОТ тяготеют к МКЖД – новой внеуличной магистрали, запуск которой в сентябре этого года, по мнению горадминистрации, послужит дополнительным стимулом к реорганизации промзон. «Уже скоро эти территории из «ржавого пояса» превратятся в инвестиционный пояс Москвы», – уверен Сергей Собянин. ГК «Пионер» сейчас делает первые шаги в транспортно-ориентированном девелопменте, став одним из партнеров правительства Москвы по программе развития транспортно-пересадочных узлов. «Проект ТПУ «Ботанический сад» реализуется в партнерстве с японским бюро Nikken Sekkei, которое имеет огромный опыт создания таких объектов, – рассказывает Андрей Грудин. – Мы неоднократно ездили в Токио, другие японские города, разговаривали с местными девелоперами, архитекторами, урбанистами. Все данные говорят о том, что ТПУ являются одним из наиболее эффективных градостроительных инструментов, позволяющих все районы города сделать одинаково доступными и привлекательными для жителей и приезжих».
ТПУ смогут превратить новые жилые кварталы, строящиеся в рамках проектов КОТ, в самодостаточные городские субцентры. Именно к ним тяготеют новые рабочие места и всевозможная коммерческая недвижимость – от торговых центров до гостиниц. ТПУ позволяют реализовать одну из главных градостроительных задач, которую ставят перед собой столичные власти, – сделать город полицентричным, снизить нагрузку на основные транспортные артерии, вдохнуть новую жизнь в некогда депрессивные территории.
Естественно, по-настоящему комфортными в условиях московского климата могут быть только закрытые ТПУ, в которых пересадка пассажиров осуществляется по принципу «сухие ноги». Необходимость идти по открытой улице, где негде укрыться от снега и дождя, вряд ли заставит человека отказаться от стоящего у подъезда автомобиля в пользу общественного транспорта. Поэтому комфорт при пересадке с одного вида транспорта на другой имеет первостепенное значение для успеха подобных проектов. С другой стороны, правильно спланированные, удобные для пассажиров связи между станциями метро, платформами МКЖД, остановками наземного транспорта и магазинами, развлекательными центрами, офисами и жилыми кварталами оказывают существенное влияние на экономику проектов ТПУ, повышают их привлекательность для инвесторов.
Эти принципы легли в основу концепции ТПУ «Ботанический сад», разработанной Nikken Sekkei. Японские архитекторы предложили построить подземный вестибюль, который свяжет жилые кварталы, расположенные к северу от ТПУ, с коммерческой застройкой в южной части участка, а главное – откроет всем жителям района беспрепятственный доступ к Ботаническому саду. Если недавно жители Свиблова не имели удобного и прямого выхода к южному вестибюлю станции метро «Ботанический сад» (дома были отрезаны от него железнодорожными путями и забором промышленной зоны), то после реализации проекта эта проблема будет решена. Станет доступнее и северный вестибюль: короткий путь к метро пройдет по центральной зеленой аллее ЖК LIFE-Ботанический сад мимо центральной площади комплекса, которая, как рассчитывают проектировщики, станет популярным общественным пространством всего района.