Братство столичного кольца
В День города Москва получила долгожданный подарок – открылось Московское центральное кольцо, которое по важности уже окрестили вторым событием в истории столичного транспорта после запуска метрополитена 80 лет назад. В первые же часы МЦК воспользовались 140 тысяч человек – это почти в два раза больше, чем планировали городские власти. Одним из первых пассажиров был корреспондент «Московской перспективы».
Московское центральное кольцо – официально 14-я линия метрополитена, но по сути это гибрид железной дороги и метро. Причем гибрид весьма удачный, поскольку МЦК взяло от подземки и электричек все самое лучшее. Поезда ходят с маленькими интервалами, при этом не нужно спускаться под землю, можно насладиться прекрасными видами города.
Кольцо еще не открылось, а около платформы Лужники уже стояла очередь, как в утренний час пик в подземке, но с той лишь разницей, что лица людей радостные. Несколько сотен человек пришли опробовать новый вид транспорта и увидеть Москву с непривычного ракурса. «Не могли дождаться, когда МЦК будет запущено, – рассказывает Наталья Круглова, одна из первых пассажиров, – для нашей семьи это подарок. От дома до станции метров 200. Сын учится в строительном университете, теперь сможет ездить по прямой без пересадок. Мне на работу до «Сити» теперь минут 20, а не 45, как было раньше».
В назначенный час ветка заработала. Современный павильон, открытые турникеты на вход. Дальше все как в метрополитене – современный эскалатор, только едет он вверх, а не вниз. С платформы открывается шикарный вид на столицу: Большая спортивная арена, Третье транспортное кольцо.
Виды из окна комфортабельной «Ласточки» за час с небольшим движения по кругу настолько отличаются друг от друга, насколько разной может быть сама Москва: громадины ММДЦ «Москва-Сити», привычный для этих мест советский индустриальный пейзаж, встречаются и полузаброшенные склады в старых промзонах. Но даже их к запуску МЦК привели в надлежащий вид – покрасили и вывезли мусор. Окружная железная дорога была построена по решению императора Николая II в 1908 году. Конечно, территория вдоль кольца изменилась за более чем 100-летнюю историю города, но десятки исторических памятников сохранены и отреставрированы. Например, здание вокзала станции Канатчиково, построенное в самом начале 1900-х годов. Именно здесь почти полвека назад снималась сцена из известного фильма «Подсолнухи»: Софи Лорен встречает поезд, в котором едет Марчелло Мастрояни. А вот еще одна сохранившаяся историческая станция – Белокаменная. Расположена она посреди леса, название никак не относится к прилегающей территории. Но в советские годы этот участок на пересечении Окружной и Ярославской железных дорог был востребован с точки зрения безопасности Москвы. Тут располагалась воинская часть, по рельсам доставляли боеприпасы для обороны города, ведь десятки лет назад это была окраина столицы.
Панорама за окном будет меняться, уверяют столичные власти, запуск кольца даст толчок к градостроительному развитию срединной части Москвы. Гарантированный пассажиропоток не оставит инвесторов равнодушными, поэтому вблизи платформ скоро вырастут новые жилые кварталы, деловые, торговые и инфраструктурные объекты. При этом все памятники будут сохранены.
«Ласточка» едет практически бесшумно, чем выгодно отличается от старых грохочущих поездов в метро. Происходит это благодаря специальной бесшовной конструкции рельс и мягкой тележке. Некоторые пассажиры немного теряются – подходят к дверям и ждут, когда они откроются. Пока в недоумении стоят, поезд едет дальше, а пассажиры остаются на платформе. Дело в том, что в «Ласточках» двери автоматически не открываются, пассажиры должны нажать на специальную кнопку зеленого цвета.
А вот закроются двери уже автоматически через 14 секунд. Такая система призвана поддерживать в салоне поезда оптимальную температуру, что будет особенно актуально зимой. На станциях работает оповещение, рассказывающее о такой особенности поездов, но почему-то не все пассажиры к нему прислушиваются.
В составе уже привычные москвичам система климат-контроля, Wi-Fi, розетки для зарядки гаджетов, крепления для перевозки велосипедов и даже биотуалеты. Пока на МЦК курсируют поезда, состоящие из пяти вагонов. На данном этапе, говорят в горадминистрации, этого достаточно. При необходимости длина «Ласточек» может вырасти в два раза.
В первый день работы бросились в глаза некоторые странности работы МЦК – не на всех станциях включены эскалаторы, а пересадки на радиальные направления железных дорог не везде имеют смысл. Например, от платформы Лихоборы МЦК до остановочного пункта НАТИ Октябрьской железной дороги пара минут пешком. Вроде бы удобно. Но ждать поезд на радиальном направлении можно часами. Здесь останавливаются лишь несколько электричек в течение всего дня. Не говоря уж о поездах «Ласточка», которые курсируют по маршруту Ленинградский вокзал – Крюково – Тверь. Они, радостно гудя, проносятся мимо.
МЦК будет работать бесплатно еще целый месяц, за это время пассажиры смогут привыкнуть к новому кольцу и ощутить все его плюсы. В будущем оно будет перевозить пассажиров в режиме метрополитена, пересадки из подземки на наземку будут бесплатными.