Жилья от них нет
Новый год на рынке недвижимости начался со скандала: Минюст вынес на общественное обсуждение законопроект, позволяющий забирать у должников единственное жилье для погашения кредита. Представители судебной системы считают изложенные в документе предложения справедливыми, депутаты и политики – циничными и антигуманными. В Кремле предложили внимательно разобраться во всех нюансах. На этом фоне практически незамеченной осталась инициатива, связанная с бесплатной приватизацией жилья: ее предлагается снова продлить и даже сделать бессрочной.
Попытки властей покончить с бесплатной приватизацией жилья уже стали притчей во языцех. Передача квадратных метров в собственность гражданам началась в 1992 году, с тех пор чиновники уже неоднократно (в 2006, в 2010, в 2013 и в 2015 годах) заявляли о своем намерении положить этому конец. Однако всякий раз за пару месяцев до окончания очередного пресекательного срока возникало некое непреодолимое препятствие, ставящее крест на этих планах. Сначала завершить приватизацию помешала плохая организация пунктов приемов заявлений (эта проблема была решена переводом услуги в электронный вид), потом власти вспомнили о военных. Военнослужащие имели право оформлять жилые помещения в собственность вплоть до 2014 года. И чиновники решили, что нельзя ставить россиян в разные условия в зависимости от их профессиональной принадлежности. Затем случилось присоединение Крыма, сделавшее актуальным вопрос о соблюдении жилищных прав жителей полуострова – им тоже необходимо было предоставить возможность стать собственниками своего жилья.
Согласно последним изменениям закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», бесплатная раздача квадратных метров должна закончиться 1 марта 2017 года. Весь прошлый год члены правительства, включая главу кабмина, уверяли, что так и будет. «Бесплатная приватизация не может продолжаться вечно», – говорил в своих выступлениях Дмитрий Медведев, который, напомним, одновременно является лидером ведущей политической силы страны – «Единой России». Уже после парламентских выборов курс на завершение приватизации подтверждали представители Минстроя. «У меня такое ощущение, что в марте 2017 года эта ситуация закончится», – заявил в октябре, выступая в Общественной палате, глава ведомства Михаил Мень. Его заместитель Олег Бетин пояснял, что министерство предлагает отказаться от приватизации социального жилья для всех категорий граждан, кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По словам Бетина, сейчас возможностью бесплатной приватизации пользуются в том числе граждане, имеющие доходы и скрывающие их, а также те, кто «живет для того, чтобы приватизировать жилье и передать его наследникам». Массовая приватизация приводит к тому, что фонд жилья по договору социального найма сокращается и недостаточен для обеспечения всех незащищенных категорий граждан.
Однако несмотря на справедливость этих аргументов, после новогодних праздников ситуация начала развиваться по традиционному сценарию. В Госдуме заявили, что срок бесплатной приватизации могут снова продлить, правда, на этот раз уже не для всех, а то и вовсе сделать ее бессрочной. «В марте истекает срок бесплатной приватизации жилья и будет приниматься закон либо о ее продлении для отдельных категорий граждан, либо о том, чтобы сделать ее бессрочной», – заявил первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин.
Он отметил, что решение этого вопроса неразрывно связано с необходимостью запуска постоянно действующих механизмов расселения аварийного жилья, а также развития в РФ института аренды. Иными словами, предлагается определить некие специальные случаи, в которых бесплатная приватизация не будет иметь пресекательных сроков. Например, такое право может быть бессрочно предоставлено переселенцам из аварийного фонда, имя которым легион. А также очередникам, вставшим на очередь до 2005 года.
Кроме того, в ближайшее время Госдума собирается рассмотреть и в течение весенней сессии принять поправки о запрете использования жилых помещений в качестве мини-гостиниц или хостелов по одному лишь желанию собственника. Отныне для этого, подчеркивает Сидякин, хостельерам придется заручиться на общем собрании согласием «половины жильцов дома, из которых более половины должны представлять жители подъезда, где расположен хостел, и всех владельцев смежных квартир».
Однако все эти инициативы остались практически незамеченными на фоне проекта поправок к Гражданскому кодексу, подготовленного Минюстом. Документ, предполагающий отмену существующего ныне запрета на изъятие у должников единственного жилья в рамках исполнительного производства, вызвал бурную критику правозащитников и политиков. В частности, лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал инициативу Минюста цинизмом, который особенно очевиден после недавних аномальных морозов. «Видимо, министерство и правительство почувствовали – не все вымерзли после этих морозов, надо срочно добавить нищих и бездомных на просторах РФ», – сказал Зюганов перед началом первого заседания весенней сессии. – Я бы хотел попросить Общероссийский народный фронт, президента, чтобы они обратили внимание на то, что накануне выборов главы государства раз за разом вносятся постановления и решения, которые, по сути, заставляют людей действовать экстремально и радикально. Потому что, когда у человека нет теплого жилья, нет нормальных условий, еды, тогда он вправе защищать свое право на жизнь всеми известными способами». От имени самого президента инициативу пришлось прокомментировать его пресс-секретарю Дмитрию Пескову. По его словам, предложение Минюста одно из рабочих и подлежит «очень детальной проработке». Пока мнения иных ведомств не собраны, говорить, что в Кремле есть какая-то позиция, преждевременно, указал Песков.
Авторы законопроекта разъяснили, что наиболее радикальные положения касаются только тех должников, чьи жилищные условия «явно превышают» их потребности в жилище. Если размер квартиры, на которую наложено взыскание, меньше двукратной нормы предоставления общей площади, то ее не заберут. Если с должником проживают родственники (супруг или супруга, родители, дети, усыновители и усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки и внуки), то норматив учитывается и для них. Обычно нормы предоставления общей площади в России от 15 до 18 кв. метров на человека, но их могут менять решением муниципальных властей. Кроме того, чтобы квартиру изъяли, ее стоимость должна быть выше двукратного среднего удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) объектов недвижимости, который устанавливают региональные власти на основании кадастровой оценки. (Например, в Москве при долге в 3 млн руб. должник, являющийся собственником квартиры площадью 40 кв. метров и проживающий в ней один, скорее всего лишится жилплощади, так как по кадастру такая недвижимость вряд ли будет оценена меньше, чем в 5 млн руб. В регионах, где УПКС существенно ниже, такой сценарий маловероятен.)
Решение о взыскании жилья суд может принять только в случае, если у должника нет другого имущества и его доходы несоразмерны с обязательствами. При этом размер долга не должен быть меньше 5% стоимости недвижимости: это значит, что за неоплаченный штраф ГИБДД квартиру никто не отберет, и за просроченный кредит на мобильный телефон тоже. Кроме того, суд установит сумму, которую выплатят должнику для приобретения другого жилья в том же населенном пункте, где он проживал раньше. «Проект не предполагает введения какого-либо «уплотнения». Речь не идет о создании коммунальных квартир или отчуждении доли в праве на квартиру, принадлежащую должнику, с целью подселения иных лиц. Согласно проекту, должник сам будет определять, какое жилье приобрести», – заявили в ведомстве.
В отличие от политиков представители судебной системы предложения Минюста поддерживают и советуют прекратить истерику на пустом месте. «Я бы рекомендовал внимательно изучить и решение КС (см. вынос), и сам законопроект. Полагаю, что это как раз путь к балансу прав и обязанностей. Именно в соответствии с положениями Конституции», – заявил директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. Он подчеркивает, что разработанный Минюстом законопроект предусматривает гарантию права должников на жилье, но в пределах установленных нормативов.
ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА
В Минюсте отмечают, что взялись за разработку законопроекта по указанию Конституционного суда, постановившего, что следует определить пределы действия запрета на взыскание единственного жилья. Такое решение КС вынес после рассмотрения иска гражданки Гумеровой к гражданину Шикунову. Мужчина занял у истицы 3 млн рублей для строительства дома площадью 300 кв. метров. Когда подошел срок возврата денег, Шикунов заявил, что не может их вернуть. Суды разных инстанций Башкирии, в которых рассматривался иск, признали: да, Шикунов должен 3 млн и он будет их выплачивать постепенно – ежемесячно отдавая 2 тыс. рублей из своей пенсии Гумеровой. При этом наличие у мужчины огромного дома стоимостью более 10 млн рублей никак не влияло на судебные вердикты, поскольку жилище было у Шикунова единственным. Конституционный суд счел сложившуюся ситуацию несправедливой и призвал правительство и парламент разработать и принять нормативный акт, защищающий права кредиторов. Кроме того, законопроект поможет бороться со злостными неплательщиками алиментов – долги перед несовершеннолетними также можно будет взыскать через изъятие и продажу жилья.