Гвоздь сезона на спорной стройке
В следующем году театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина получит вторую сцену. Возведение уже началось, место строительства обнесено забором. «Первый камень новой сцены «Et Cetera» заложен! Скоро рядом с нашим театром закипит стройка и вырастет второе здание» – такая надпись в феврале появилась на сайте театра. Отметим, что как проектирование второй очереди театра, так и ее строительство сопровождается скандалами.
Несколько раз проекты второй очереди театра «Et Cetera» вызывали серьезную критику у членов Архсовета. При этом доставалось и первой очереди. «Перед проектировщиками стояла понятная задача – организовать главный вход в театр, а он выглядит как хозяйственная часть. Почему вы не сделали парадный вход?» – интересовался главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, обсуждая один из проектов. Он сравнивал предлагаемую входную группу с универсамом в панельном доме. Главный архитектор Москвы предлагал в целях экономии средств сделать вторую очередь более простой и элегантной, отличной от «архитектурного хаоса» уже существующего здания.
«Часто заказчик относится к проекту, как к своему дачному участку, здесь же речь идет о важнейшей площади Москвы. Думаю, воля архитектора тут была подавлена», – сетовал архитектор Андрей Гнездилов. Он сравнивал представленный проект с «сельским клубом, спроектированным заезжими циркачами».
В итоге проектом совместно с архитекторами занимались и члены Архсовета – Юрий Григорян и Андрей Гнездилов. «Был сделан компромиссный вариант, который будет не так агрессивно в этом месте смотреться, как изначальные предложения. Понятно, что критика осталась. Но почти любое новое здание в Москве критикуется. Проект «Et Cetera» лично мне не нравится. Тем не менее я считаю, что он получился. Я встречался с Александром Калягиным, мы это обсуждали в очень тактичной, дружелюбной манере. У него, как у руководителя театра, есть определенные взгляды, к которым я не могу не отнестись с уважением», – рассказывал Сергей Кузнецов.
В конце прошлого года был определен подрядчик для строительства. Город предложил за выполнение работ более 700 млн рублей. Как рассказал глава столичного департамента строительства Андрей Бочкарёв, победителем конкурса стало ООО «Регионпромстрой».
Проект предусматривает перенос и расширение входной группы (фойе, гардероб, буфет, туалеты), а также обеспечение театра репетиционными и складскими помещениями – 3–8 этажи. Кроме того, победителю конкурса необходимо будет благоустроить площадь перед театром. Весь период строительства в театре будут идти спектакли.
В этом году начались работы, которые сразу вызывали критику и экспертного сообщества, и москвичей. «На Мясницкой улице началась подготовка к строительству второй очереди театра «Et Cetera». Обширный участок на пересечении с Бобровым переулком и Бульварным кольцом обнесен забором, за которым уже идут земляные работы. Огороженной оказалась часть территории снесенного в 1934 году храма Флора и Лавра у Мясницких ворот. Котлован второй очереди театра приходится на ту часть владения, где находилась древняя деревянная церковь, известная с 1540-х годов и замененная в середине XVII века каменной. Здесь же могут сохраняться остатки старого церковного некрополя XVI – начала XVII вв. В котлован частично попадает и территория, на которой находятся фундаменты снесенной каменной церкви», – писали участники общественного движения «Архнадзор».
Не остался в стороне и известный блогер Илья Варламов. «Здание для труппы Александра Калягина построили в 2005 году. Сам Калягин в одном интервью подчеркнул, что хотел соединить в театре «все лучшее, что видел в театрах мира». В результате все выглядит так, будто цирк шапито украсили всем, что удалось найти на строительном рынке. И вот теперь Москву собираются добить второй очередью», – написал он в своем блоге. Илья Варламов напомнил, что еще в 2006 году СМИ сообщали, что Общественный градостроительный совет при мэре Москвы подготовил план восстановления церкви святых Флора и Лавра. Однако в 2007 году, когда уже было известно о планируемой стройке второй очереди театра, речь шла лишь о том, что на месте храма возможно построить только часовню. Впоследствии отказались и от нее. «Я думаю, в этом есть элемент богохульства: в церкви отпевают покойника, а в это время совсем рядом в театре играют комедию. С другой стороны, звон колоколов церкви, находящейся в двух метрах от театра, непременно будет мешать зрителям», – писал в свое время Александр Калягин.
Театр или храм – вопрос, конечно, спорный. Комментируя ситуацию, многие горожане критиковали проект второй очереди, но и не были в восторге от идеи восстановить храм. Несколько лет назад упоминалось даже о возможном создании временного пристанища для театров, лишившихся основной сцены.
В частности, сейчас на временных площадках ставят свои спектакли такие театры, как «Современник», «Эрмитаж», «Школа современной пьесы». Последний театр, кстати, тоже уже давно мечтает о второй сцене. Но пока речь идет лишь о восстановлении первой, пострадавшей от пожара в 2013 году. В конце прошлого года определился подрядчик для ее восстановления – ООО РСК «Возрождение». «Мы шли к этому многие годы. Начали еще до пожара, мечтали не только о реконструкции исторической сцены, но и о строительстве новой. Конечно, не всем планам дано реализоваться. Надежды на новое строительство есть: правительство Москвы охотно идет на создание государственно-частных па ртнерств – не исключено, что и у нас появится инвестор», – комментировал Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы».
Кстати, хотя мнения зрителей о спектаклях «Et Cetera» разнятся, на профессиональном уровне театр получил свое признание. В частности, на прошлой неделе главным лауреатом премии Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона» стал спектакль «Утиная охота» театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина.