Из школы обратно в детсад
В Москве за последние годы построены десятки блоков начальных классов. Такое строительство позволяет решить сразу несколько проблем – расширения площадей образовательных учреждений и организации более комфортного обучения учеников начальных классов.
Еще не так давно школьники России получали образование в две, а то и три смены. Такая ситуация характерна для многих российских регионов и сейчас. Это связано с нехваткой площадей, моральным и физическим устареванием школ и необходимостью проведения их реконструкции. В Москве проблему расширения решают за счет возведения как пристроек к школам, так и строительства отдельных объектов. Те и другие получили название блоки начальных классов (БНК). В Моском-архитектуре называют и другие причины их сооружения: неравномерность размещения школ на территории города и неприспособленность для обучения детей с ограниченными возможностями, что является требованием современного строительства.
Строительство БНК включено в Адресную инвестиционную программу. Подавляющее число таких учебных заведений в Москве строится по городскому заказу, хотя некоторые объемы берут на себя и инвесторы. Так, в 2016 году Мосгосэкспертиза рассмотрела и выдала положительные заключения на строительство восьми школ и пяти БНК. Из 13 поданных на рассмотрение проектов восемь финансирует бюджет города. В Москомархитектуре сообщают о том, что в данный момент оформлены свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительных разрешений по 40 объектам БНК. В их числе – объекты на улицах Верхней (район Беговой), Воротынской (район Куркино) и Адмирала Лазарева (Южное Бутово). Рекордным для Москвы в деле строительства БНК стал 2014 год, тогда строительные организации возвели 11 БНК. Мэр столицы Сергей Собянин в своем комментарии отметил, что эти объекты являются полноценными образовательными учреждениями, оснащенными в соответствии со всеми современными требованиями.
В департаменте строительства сообщают, что в текущем году по заказу города возведут два БНК на 300 мест – к школе № 1716 на улице Верхние Поля в районе Люблино и на Федеративном проспекте в районе Перово. А одним из самых последних ввели в эксплуатацию БНК к школе № 550 в Чертаново.
Несмотря на то что в столице сформирован и размещен в открытом доступе альбом наиболее эффективных типовых проектов, многие социальные объекты, в том числе и образовательные, возводятся по индивидуальным проектам. Это объяснимо: индивидуальный проект позволяет не только добиться более интересных и пластичных архитектурных решений, зачастую он становится единственно возможным в условиях плотной городской застройки.
Практически все БНК сегодня возводятся в границах старого города. Недавно построенный блок на улице Чертановской относится к их числу. Он представляет собой здание переменной этажности – от одного до трех этажей. Общая площадь составляет более 1,7 тыс. кв. метров. На первом этаже размещаются гардеробная, душевая и пищеблок с обеденным залом. На втором – общешкольные помещения, на третьем – учебные классы. Пристройка рассчитана на 300 учеников. БНК является подразделением действующей школы, здесь будут обучаться дети в возрасте от 6 до 10 лет, в том числе с ограниченными возможностями.
В Москомархитектуре подчеркивают высокие архитектурные достоинства уже построенных зданий, особо выделяя два объекта – на улице Крупской и на улице Тихомирова. БНК на улице Тихомирова в Северном Медведкове спроектировала архитектурная мастерская «АРСТ». Объект на 12 классных помещений для 300 учащихся разместился на единственно возможном месте – в северной части школы. Вынужденное разделение входных групп – в новое здание с улицы Тихомирова, а в старое с противоположной стороны – стало плюсом, так как таким образом происходит зональное разграничение территории и потока школьников. Само здание БНК имеет достаточно сложную динамическую форму. При этом каждый из трех этажей четко обозначен и функционально отделен.
О своем опыте строительства БНК рассказали в компании «Эталон-Инвест»: один из них был реализован в 2013 году в рамках строительства микрорайона «Изумрудные холмы» в Красногорске, два других запланированы к вводу в рамках строительства московских жилых проектов – «Летний сад» и «Золотая звезда». Строительство любого объекта социальной инфраструктуры регламентируется СНиП. Для БНК разработан перечень обязательных норм, объясняет Даниил Селедчик, генеральный директор компании. В частности, помимо классов для занятий БНК должен обязательно содержать игровую комнату для детей, посещающих группу продленного дня, а также спальные помещения – отдельные для мальчиков и девочек. Особое внимание уделяется созданию условий для маломобильных детей. Особенность таких объектов, отмечает Селедчик, в их небольшой площади в силу ограниченности учебных потоков.
Как и многие другие образовательные объекты, БНК строятся от 9 до 12 месяцев. И то, что блоки начальных классов функционально совмещают в себе черты и школ, и детских садов, уже само по себе позволяет проводить перепланировки в зависимости от того, какие задачи и потребности возникают в том или ином районе столицы.
А недавно в департаменте строительства заявили о том, что на улице Воротынской (Куркино) будет возведен не совсем обычный БНК, там появится здание-трансформер. Оно изначально спроектировано с возможностью изменения функции, в том числе и планировки помещений. Причем трансформацию можно будет осуществить в короткий срок, например, за период летних каникул.
Такие учебные заведения в Москве ранее не строились, хотя потребность в трансформации актуальна. Она определяется изменением демографической ситуации: как известно, десятилетия снижения рождаемости могут сменяться ее ростом.
Варианты в случае трансформации этого БНК на 300 мест позволяют сформировать из 12 классов начальной школы дошкольное образовательное учреждение на 12 групп. А основной вариант проекта, по которому будет строиться и сдаваться в эксплуатацию объект, – это БНК на 200 мест (два первых класса и шесть со второго по четвертый) с дошкольным отделением на 100 мест (четыре группы для детей от трех до семи лет).