15 актуальных вопросов при оформлении недвижимости в Росреестре

15 актуальных вопросов при оформлении недвижимости в Росреестре

15 актуальных вопросов при оформлении недвижимости в Росреестре
15 актуальных вопросов при оформлении недвижимости в Росреестре Фото: mos.ru
В преддверии празднования 15-летия Росреестра специалисты столичного Управления собрали самые актуальные вопросы москвичей и подготовили на них компетентные ответы. В статье напомним о функциях государственного органа, расскажем, что изменилось после перехода на безбумажный документооборот, какие документы необходимы для проведения кадастрового учета и зачем регистрировать дачные постройки, а также какие обязанности накладывает на собственника пункт ГГС на его участке.

В первую очередь, Управление Росреестра по Москве занимается предоставлением государственных услуг в области регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в столичном регионе. В рамках своих полномочий орган исполнительной власти наполняет достоверными сведениями Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), осуществляет государственный кадастровый учет недвижимости, земельный надзор и контроль за проведением землеустройства, контролирует деятельность саморегулируемых организаций и ведет реестр кадастровых инженеров.

Зачем обращаться в ведомство?
Росреестр регистрирует все сделки с объектами недвижимости, в том числе любые изменения в их основных характеристиках. По этим причинам чаще всего в орган обращаются за:
• регистрацией прав на недвижимость;
• внесением изменений в основные характеристики объекта;
• постановкой жилого дома или земельного участка на кадастровый учет;
• исправление реестровых и технических ошибок в реестре недвижимости.

Как получить государственные услуги?
Подать заявление можно:
• оформив запрос через сайт Росреестра;
• лично обратившись в МФЦ;
• создав обращение через портал Госуслуг.

Как проконсультироваться у специалистов?
Столичным Управлением разработаны несколько алгоритмов для предоставления информации москвичам по интересующим их вопросам:
1. Еженедельные онлайн-консультации на портале mos.ru по предварительной записи.
2. На официальном сайте ведомства размещены номера телефонов отделов с графиком приема звонков.
3. Круглосуточный Единый справочный центр Росреестра 8 800 100 34 34
4. Управление на постоянной основе проводит горячие телефонные линии на различные темы, связанные с основной деятельностью ведомства. Информация об их проведении публикуется на официальных станицах в социальных сетях Вконтакте, Телеграм-канал, Одноклассники.
5. Электронный сервис обратной связи на официальном портале Росреестра.

Росреестр осуществил переход на безбумажный документооборот с центрами государственных услуг «Мои Документы», что внесло изменения в процесс подачи документов на учет недвижимости и регистрацию прав.

Как теперь работают МФЦ при оформлении документов в Росреестр?
Ранее при обращении заявителя в МФЦ бумажные документы направлялись в Росреестр, а после проведения процедуры государственной регистрации прав или постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, возвращались в МФЦ и передавались заявителю.

Теперь при подаче в МФЦ документов на бумажных носителях, они
• переводятся в электронную форму;
• заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника МФЦ;
• затем направляются в электронном виде по защищенным цифровым каналам в Росреестр.

Бумажные документы будут возвращены заявителю по результатам предоставления государственной услуги. Исключением останутся лишь документарные закладные.

Какие удостоверяющие знаки проставляются на документах?
При переводе документов в электронный вид сотрудник МФЦ проставит соответствующую отметку. Созданные электронные образы документов имеют ту же юридическую силу, что и документы на бумажном носителе.

Где теперь хранятся документы в бумажном виде?
Все документы на бумаге до предоставления государственной услуги хранятся в центре «Мои Документы». После того, как выписка из реестра будет направлена обратно в офис и комплект бумаг будет подготовлен для выдачи, забрать их можно в течение 45 дней. По истечении этого срока документы приобретают статус невостребованных и передаются на хранение в столичный филиал ППК «Роскадастр», где затем их можно получить.

Как после отказа Росреестра от синих печатей определять/устанавливать подлинность договора купли продажи, остающегося на руках у покупателей?
Правоустанавливающие документы входят в состав реестровых дел и являются частью Единого государственного реестра недвижимости. Согласно закону, их можно получить из ЕГРН в виде копий и сверить с представленным документом.
Однако такие копии являются сведениями ограниченного доступа и получить их могут
• действующий собственник (его представитель) и предыдущий*;
• залогодержатель;
• наследник объекта недвижимости;
• руководители госорганов и МФЦ, их заместители;
• суд;
• правоохранительные органы
*также они предоставляются и правообладателям (как нынешним, так и бывшим), в пользу которых установлены, либо были установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости.

При обращении с запросом о получении копии правоустанавливающего документа, в каком виде он будет предоставлен: на нем будет указываться слово «копия»?
Процесс получения копии Договора купли-продажи идентичен предоставлению и других сведений:
1. специалист Федеральной кадастровой палаты эцепирует документ;
2. сотрудник офиса госуслуг «Мои Документы» распечатывает его и ставит отметку (визу) многофункционального центра.

Как обезопасить покупателя при проведении юридической экспертизы при получении документов без штампов?
Обезопасить покупателя необходимо до совершения сделки, получив выписку об объекте из ЕГРН. В документе будут содержаться официальные сведения об объекте недвижимости. Это важно не только для покупателей, но и для продавцов, и тех, кто принимает или передает недвижимость в дар либо в наследство.

Нужно быть уверенным, что:
• объект не находится под арестом;
• не является залоговым имуществом;
• на него не наложены ограничения и обременения;
• он не изъят для государственных или муниципальных нужд.

Есть ли сервисы, помогающие с покупкой или продажей жилья?
Минцифры России совместно с Росреестром разрабатывают суперсервис «Мое жилье», который позволит быстро и безопасно проводить сделки с недвижимостью. Он создаст единую цифровую среду для взаимодействия участников рынка: покупателей и продавцов недвижимости, интернет-агрегаторов объявлений, застройщиков, банков и госорганов.

При помощи сервиса пользователи «Госуслуг» смогут размещать объявления о продаже жилья на интернет-порталах, подтверждая права на него онлайн по Единому государственному реестру недвижимости. При помощи сервиса можно будет проверить наличие обременений, информацию о зарегистрированных жильцах, наличие задолженностей по оплате ЖКУ и другие существенные параметры.

Как будет работать этот сервис?
Заключить сделку продавец и покупатель смогут онлайн. Специальный конструктор позволит составить электронный договор купли-продажи, ипотеки или долевого участия по разработанным Росреестром формам, а подписать документы можно будет усиленной квалифицированной электронной подписью в мобильном приложении «Госключ».

В рамках рабочей группы также прорабатывается улучшение пользовательского опыта при заселении в квартиру: возможность заключить договор с управляющей компанией, зарегистрироваться по месту жительства в МВД и т. д.

Электронный формат сократит сроки на всех этапах сделки, при этом граждане будут застрахованы от ошибок и юридических рисков. Сервис также предусматривает оповещение всех участников об изменениях в процессе регистрации.

Деятельность по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости – отдельная большая сфера деятельности Росреестра и подведомственных структур.

Что необходимо для постановки на кадастровый учет индивидуального жилого дома?
Поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на дачные объекты недвижимости возведенные до 4 августа 2018 года можно по так называемой «дачной амнистии» - в упрощенном порядке.

С сентября 2022 года срок действия «программы» продлен до 01.03.2031 для кадастрового учета и регистрации прав на такие дома и объекты необходимо обратиться в МФЦ с
• техническим планом;
• декларацией;
• правоустанавливающим документом на земельный участок, который не представляется, если право на него уже зарегистрировано.

При этом капитальная вспомогательная постройка на таком земельном участке также подлежит постановке на кадастровый учет и регистрации прав. Однако не забудьте указать в документах основной объект, по отношению к которому, постройка выполняет вспомогательную функцию.

По каким причинам имеет смысл вносить сведения о дачных постройках в ЕГРН?
В первую очередь, владелец получает возможность распоряжаться своей недвижимостью без каких-либо проблем. Процедура позволяет исключить риск мошенничества и подделки документов. Выписку с полным перечнем сведений о регистрации могут получить только владельцы недвижимости, предъявив правоустанавливающие документы. При этом Единый государственный реестр недвижимости дает возможность потенциальному покупателю получить основную и необходимую для сделки информацию об объекте.

Преимущества:
• Дачным домом можно распоряжаться в соответствии с законом: его разрешается продать, подарить, обменять, указать в завещании.
• Разрешается заключение договора страхования и получение возмещения, если произойдет страховой случай.
• Допускается использовать конструкцию как залог при получении банковского кредита.
• В постройке можно зарегистрироваться, постоянно или временно.
• Земельный участок не может быть изъят.
• Споры с соседями из-за границ участка исключаются – ваши права будут документально оформлены. Межевание точно определяет границы земельного участка.

В силу этих обстоятельств кадастровый учет и регистрация права собственности на объект сезонного строительства, садового домика, жилого дома имеет множество преимуществ.

Большую работу проводит ведомство по обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической и нивелирной сетей. 

Как узнать есть ли на земельном участке пункт государственной геодезической сети?

На все пункты государственной геодезической сети в столице Управлением установлены охранные зоны. Информацию о наличие или отсутствии на определенном земельном участке зоны с особыми условиями использования территории можно получить из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также данный вид обременений отражен на публичной кадастровой карте.

Вместе с тем, всем собственникам объектов недвижимости, на которых расположены пункты государственной геодезической сети Управлением направлены уведомления о необходимости соблюдения обязательных требований по сохранности пунктов.

Какие возникают обязанности и обременения у собственников на чьей территории есть такой пункт?

Пункты государственной геодезической сети относятся к федеральной собственности и охраняются законом Российской Федерации, в пределах охранных зон без письменного согласования с Управлением запрещается вести деятельность и проводить работы, которые могут повредить или уничтожить наружные знаки пунктов, нарушить неизменность местоположения специальных центров пунктов или создать затруднения для использования пунктов по прямому назначению и свободного доступа к ним.

Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, в соответствии с ч. 3 ст. 7.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
· на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
· на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.


Теги: #